- "Щелкунчик"
- "ЩЕЛКУ́НЧИК", балет в 2 актах (по сказке Э. Т. А. Гофмана). Комп. П. И. Чайковский, сцен. М. И. Петипа. 6.12.1892, Мариинский т-р, балетм. Л. И. Иванов, худ. K. M. Иванов и М. И. Бочаров (декорации), И. А. Всеволожский и Е. П. Пономарёв (костюмы), дирижёр P. E. Дриго; Клара С. С. Белинская, Фриц В. Н. Стуколкин, Щелкунчик С. Г. Легат, фея Драже А. Дель Эра, принц Коклюш П. А. Гердт, Дроссельмейер Т. А. Стуколкин. 1923, возобн., там же (Петрогр. т-р оперы и балета), балетм. Ф. В. Лопухов и A. B. Ширяев по Иванову, дирижёр A. B. Гаук; фея Драже Е. П. Гердт, принц Коклюш М. А. Дудко, Дроссельмейер H. A. Солянников. 1929, новая ред. Ф. В. Лопухова, там же, худ. В. В. Дмитриев, дирижёр A. B. Гаук; Маша О. П. Мунгалова, Щелкунчик П. А. Гусев, Дроссельмейер Л. С. Леонтьев; 18.2.1934, новая пост., там же, балетм. В. И. Вайнонен, худ. Н. Я. Селезнев, дирижёр Е. А. Мравинский; Маша Г. С. Уланова, Щелкунчик-принц K. M. Сергеев. 21.5.1919, Большой т-р, балетм., A. A. Горский, худ. К. А. Коровин, дирижёр H. A. Федоров; Клара В. В. Кудрявцева, Щелкунчик-принц Н. П. Ефимов, Дроссельмейер А. Д. Булгаков. 18.4.1932, там же, спектакль Моск. хореографич. уч-ща, балетм. Л. И. Иванов, возобн. А. И. Чекрыгин и A. M. Монахов, худ. Панфилов, дирижёр Ю. Ф. Файер; Клара Е. К. Фарманянц, Щелкунчик Н. М. Попко, Фриц Ю. Н. Гербер, Дроссельмейер А. И. Чекрыгин, фея Драже О. В. Лепешинская. 28.4.1939, там же, новая пост., балетм. В. И. Вайнонен, худ. Дмитриев, дирижёр Ю. Ф. Файер; Маша М. Т. Семёнова, Щелкунчик А. Н. Ермолаев, Дроссельмейер В. А. Рябцев. 12.3.1966, там же, новая пост., балетм. Ю. Н. Григорович, худ. С. Б. Вирсаладзе, дирижёр Г. Н. Рождественский; Маша Е. С. Максимова, Щелкунчик-принц В. В. Васильев, Мастер кукол В. А. Левашов, Король мышей Г. Б. Ситников. 6.11.1969, Ленингр. Малый т-р, новая пост., балетм. И. Д. Бельский, худ. Э. Г. Стенберг, дирижёры Ю. Х. Темирканов и П. А. Бубельников; Маша Т. Перчихина, Щелкунчик-принц В. Островский. В др. городах СССР (в скобках фамилии балетмейстеров): Куйбышев (1947, Н. В. Данилова; 1978, И. А. Чернышёв), Баку (1949, С. Н. Кеворков), Одесса (1950, В. И. Вронский; 1969, И. А. Чернышёв), Новосибирск (1950, С. А. Павлов и З. А. Васильева), Тбилиси (1952, 1955, 1964, В. М. Чабукиани; 1977, Г. Д. Алексидзе), Таллин (1953, Т. Е. Рамонова; 1965, Э. Суве), Горький (1955, Г. И. Язвинский; 1970, Л. Флегматов), Пермь (1955, К. А. Есаулова; 1970, Ю. И. Дружинин), Киев (1956, В. И. Вронский; 1972, А. Шикеро), Свердловск (1957, Г. И. Язвинский), Рига (1959, Е. А. Тангиева-Бирзниек), Саратов (1959, В. Т. Адашевский; 1968, Асатурян; 1975, А. Пантыкин), Челябинск (1967, Л. В. Воскресенская), Уфа (1969, Язвинский; 1976, Н. Я. Хасан-Ахундов), Харьков (1971, А. Пантыкин), Фрунзе (1970, С. Абдужалилов), Донецк (1970, Т. Дусметов), Душанбе (1971, Л. А. Серебровская), Вильнюс (1973, Э. Букайтис), Чебоксары (1972, В. Богданов), Самарканд (1975, И. Змеев), Кишинёв (1977, О. Ю. Мельник), Алма-Ата (1978, О. Г. Тарасова) и др. За рубежом: Прага (1908, А. Вискузи; 1964, И. Блажек), Будапешт (1927, Э. Брада; 1950, Вайнонен), Мюнхен (1930, Г. Крёллер), Лондон (1934 и 1937, Н. Г. Сергеев; 1935 и 1950, Н. Берёзов; 1951, М. П. Фроман; 1956, Родригес), Монте-Карло (1936, Б. Г. Романов), Белград (1937, Фроман), Милан (1938, Фроман; 1956, А. Родригес), Нью-Йорк (1940, А. Фёдорова; 1954 и 1965, Дж. Баланчин), Сан-Франциско (1944, У. Кристенсен; 1968, Л. Кристенсен), Париж (1947, Ж. Ж. Эчевери; 1965, М. Рейн), Острава (1948, Э. Габздил), Торонто (1955 и 1965, С. Франка), Братислава (1956, И. Блажек), Амстердам (1957, У. Гор), Штутгарт (1959, Берёзов; 1966, Дж. Кранко), Бухарест (1961, Т. Урсяну), Гданьск (1963, Н. Г. Конюс), Кёльн (1965, Баланчин), Стокгольм (1967, Э. Брун), Франкфурт-на-Майне (1969, Т. Болендер; 1971, Дж. Ноймайер), Чикаго (1969, Р. Пейдж), Копенгаген (1971, Ф. Флиндт), Лейпциг (1971, Э. Кёлер-Рихтер), Лисабон (1971, А. Долин), Мюнстер (1972, Г. Карраш), Токио (1972, труппа Токио балет), Гамбург (1974, Ноймайер), Марсель (1976, Р. Пти).
В небольшом немецком городке, на рождественской ёлке девочка Маша (в первоначальной ред. Клара) получает в подарок от своего крёстного, старого Дроссельмейера забавную куклу уродца Щелкунчика. Гости расходятся, Маша остаётся одна в пустом тёмном зале. Часы бьют полночь, и Маша попадает в волшебно преображённый мир: ожившие куклы и игрушки сражаются с полчищами серых мышей во Главе с Мышиным царём, отважный Щелкунчик выигрывает бой и превращается в красивого юношу Принца. Вдвоём с Машей они совершают путешествие в столицу сказочной страны Конфитюренбург, где их приветливо встречают феи и всевозможные ожившие лакомства. Все принимают участие в танцах. (В совр. ред. Маша пробуждается; в руках у неё кукла Щелкунчик.)
Лит.: Бахрушин Юр., Балеты Чайковского и их сценическая история, в кн.: Чайковский и театр, М. Л., 1940, с. 80139; Слонимский Ю., П. И. Чайковский и балетный театр его времени, М., 1956, с. 23979; Житомирский Д., Балеты Чайковского, М., 1957, с. 91115; Красовская В., Русский балетный театр второй половины XIX века, Л. М., 1963, с. 36374; Чистякова В., Загадка "Щелкунчика", "Т", 1966, № 6; Суриц Е., Первый московский "Щелкунчик", "T", 1969, № 4.
Балет. Энциклопеди. - М.: Большая Советская энциклопедия. Главный редактор Ю.Н.Григорович. 1981.