- Бразильский балет
- БРАЗИ́ЛЬСКИЙ БАЛÉТ. Танц. культура Бразилии сложилась из элементов индейского, африканского и европейского (преим. португальского) фольклора. Танец занимал большое место в афро-бразильских ритуальных зрелищах ("макумбы", "кондомбле"). Он сохранился в сел. местности в рождественских кортежах и играх, восходящих к 16 в. (напр., интермедия "бумба-меу-бой"), а также в карнавалах, где особенно популярен танец самба. Первые свидетельства о сценич. танцах относятся к 1779, когда в оперных спектаклях т-ра "Розинья" (Рио-де-Жанейро) исполнялись нац. танцы. В 19 в. в Рио-де-Жанейро выступали гастролёры: в 1813 труппа Лакомб (в помещении Королевского т-ра "Сан-Жуан"), в 1819 труппа Туссен (в т-ре "Сан-Педру") и др. Гастроли участились во 2-й пол. 19 нач. 20 вв. В 1913 и 1916 в страну приезжали Русский балет Дягилева, труппа А. П. Павловой (в годы 1-й мировой войны) и др. коллективы, что способствовало развитию нац. балета.
В 1927 при Муниципальном театре ("Театру мунисипал") в Рио-де-Жанейро была открыта балетная школа под рук. М. Оленевой. Из воспитанников школы был образован коллектив, к-рый в нач. 30-х гг. выступал в Муниципальном театре, а с 1936 стал его постоянной труппой, к-рой до 1942 руководила Оленева. В числе танцовщиков Ю. Линдберг (с 1934 ведущий солист, с 194248 руководитель школы), первая классич. танцовщица М. Розай (в труппе с 1937), позднее Б. Розанова, Э. Пуделько, М. Франку, Л. Юки и другие. Оленева ставила танцы в операх, первые танц. миниатюры и одноактные балеты на музыку браз. композиторов, в к-рых использовала нац. сюжеты. В репертуаре были также "Уйрапуру" Вила Лобоса в пост. чеха В. Вельчека (1939), балеты М. М. Фокина ("Сильфиды", "Петрушка", "Видение розы" и другие.>.). В 1945 труппой руководил И. Швецов, поставивший одноактные варианты балетов "Лебединое озеро" и "Красный мак", балеты "Извечная борьба" на муз. Шумана, "Лунная соната" на муз. Бетховена. С 1945 в Бразилии работала Т. Лескова, с 1946 она танцевала в Муниципальном театре, в 5070-е гг. возглавляла труппу (с перерывами). В числе её пост.: "Маскарад" на муз. Хачатуряна (1949), "Саламанка ду Жарау" Косми (1952), "Пугало" на муз. Миньони (1954), "Открытие Бразилии" на муз. Вила Лобоса (совм. с Е. Фёдоровой, 1960), "Золотой петушок" на муз. Римского-Корсакова (1963). В Муниципальном театре работали и другие. балетмейстеры: Вельчек "Попугай мальчика" (1952); М. Розай "Мансенилья" (1953); М. Гремо "Бахиана № 1" (1954) все на муз. Вила Лобоса, и "Ученик чародея" на муз. Дюка (1959); X. Ландер "Яра" на муз. Вила Лобоса (1960); Дж. Франклин "Маракату" (под аккомпанемент ударных инструментов, 1961); У. Доллар (ставил в 1963); Н. Томсон "Золушка" (1968); Ж. Скибин "Свадебка" и "Жар-птица", "Дафнис и Хлоя" (все 1973); О. Арайс "Магнификат" на муз. Баха, "Кантабиле" на муз. Барбера, "Чудесный мандарин" (все 1974) и др. В 197173 труппу возглавлял Э. Сараспе. Среди артистов 5060-х гг.: танцовщицы М. Анжелика, И. Мейер, Э. Олиози, С. Диекен, Т. Капеллер, А. Аддор, Б. Консуэлу, Р. Лима; танцовщики А. Феррейра, А. Лотуфу, Д. Грай, Л. Отеру, Дж. Франклин, Д. Дюпре, в 70-х гг. ведущая солистка Н. Эстевис.
В Рио-де-Жанейро имелись и другие. труппы: Хореографич. коллектив под рук. Вельчека (194450); Балет юности (организованный в 1947 педагогом К. Лейти, критиком Ж. Корсёй при участии Швецова, в 195155 его возглавлял Дж. Франклин, во 2-й пол. 50-х гг. С. Риберу); Балетное об-во Т. Лесковой (194849); Балет Нины Вершининой (с 1957), сочетающий классич. танец и танец модерн; Балет 400-летия Рио-де-Жанейро (196263, под рук. Франклина); Бразильская труппа (с кон. 60-х гг.) с репертуаром преим. из балетов А. Митчелла. Особое значение имела деятельность Д. Ашкар, к-рая открыла школу, с 1972 издаёт журнал "Данса" и с кон. 40-х гг. возглавляет труппу Балет Рио-де-Жанейро. В этой труппе в 40-х гг. выступали танцовщица К. Риус, в 5060-х гг. Н. Лапорт, танцовщик Р. Северо и другие.; в репертуаре "Бразильский концерт" на муз. Тавариса (балетм. М. Гремо), "Смерть птицы" (балетм. И. Гуизер) и "Зуимаалату" (балетм. Н. Вершинина) оба на муз. Вила Лобоса; "Щелкунчик"; "Лес Амазонки" на муз. Вила Лобоса (оба 1975, балетм. Ашкар). В Рио-де-Жанейро работают неск. школ, в т. ч. Школа Муниципального театра. В Сан-Паулу в 1940 Вельчек организовал первую школу и труппу, в 194247 оба коллектива возглавляла Оленева; с 1947 здесь работала М. Франку. В 195354 в этом же городе А. Миллош возглавлял труппу 400-летие Сан-Паулу. Среди его пост.: "Бразильская фантазия" Лимы, "Атаманша" на муз. Гуарньери, "Уйрапуру", "Зонтик" на муз. Миньони. В 70-х гг. был создан "Балле стажиум" под рук. Д. Отеру. В репертуаре спектакли Отеру ("Куарум" на нар. индейскую муз., 1977), Арайса, Гизеры и другие. В 1948 в Белу-Оризонти была организована школа К. Лейти и на её основе Балет Минас-Жерайс. В Салвадоре выступает полулюбительская труппа Балет Байи. С 1963 в Рио-де-Жанейро при музее Совр. иск-ва периодически даёт представления труппа под рук. Ж. Мота, где балеты ставят Н. Вершинина, Э. Са’Эарп и другие. Выступления коллективов не регулярны. Труппы муниципальных т-ров проводят "сезоны", для к-рых готовят репертуар, остальные же собираются только для постановок новых балетов. Мн. бразильские артисты, не имея работы, уезжают за границу (в 50-х гг. И. Мейер, Б. Консуэлу, в 6070-х гг. М. Айде, Л. Проэнса). В стране получил распространение танец модерн. Первой танцовщицей, выступавшей в этом виде танца, была в 30-х гг. Ш. Ульман.
В числе исследователей нар. танца Э. Волузия и Фелиситас (Ф. Б. Баррету), среди балетных критиков Ж. Корсёй, К. Убольди, Д. Эспозито, Н. Пенна.
Е. Я. Суриц.
Балет. Энциклопеди. - М.: Большая Советская энциклопедия. Главный редактор Ю.Н.Григорович. 1981.