- Бугаку
- БУГÁКУ, япон. танц. пантомима. Сформировалась как вид иск-ва в 78 вв. на основе япон. ритуальных танцев, а также танцев др. народов Азии. Окончательно сложилась как придворное иск-во в 10 в. и, не меняясь, сохранилась в совр. танц. иск-ве Японии.
Представления Б. пользовались покровительством придв. аристократии и высшего духовенства, они вошли как составная часть в придв. церемонии, а также буддийские и синтоистские храмовые праздники. Б. исполняется под открытым небом (перед храмами или дворцами) на специально сооружённых прямоугольных помостах с барьерами. С задней стороны к помосту пристраивается широкая лестница с ярко-красными, как и барьеры, перилами, по к-рой исполнители выходят на сцену. С двух сторон около помоста ставятся большие барабаны (дадайко), высотой более 3 м, украшенные вензелем в форме огромных запятых и изображениями дракона и феникса. Перед помостом, лицом к нему, на земле располагаются музыканты, одетые как синтоистские священники. Зрители свободно располагаются у сцены. Когда представления Б. устраиваются в т-ре, площадка для танцев сооружается на сцене.
В Б. используются яркие нарядные костюмы и маски, грубо вырезанные из дерева или нарисованные на бумаге (с утрированным, гротескным выражением лица) и часто окрашенные в яркие цвета. Маска иногда напоминает лицо человека, а иногда голову фантастич. животного. Для музыки, сопровождающей Б., характерна необычная для Японии полифоничность. Текст отсутствует. Программа представления Б. разнообразна и состоит из динамичных и спокойных танцев, исполняемых одним, двумя или неск. танцовщиками в масках или без них. Большое место занимают элементы пантомимы.
Сценич. площадка условно делится на две части: правую и левую. На правой стороне исполнители выступают с танцами маньчжурского и кор. происхождения, на левой кит., инд., индокитайскими и танцами с о. Бали. Соответственно различаются расцветка костюмов и подбор муз. инструментов. По характеру танцы делятся на неск. видов: бун-но-маи или хирами (мирный танец) спокойный грациозный; бу-но-маи (танец воинов) с мечами, алебардами или копьями; хасири-маи (танец бегущих) быстрый с оружием, барабанными палочками или др. предметами; добу (детский танец) и др.; танцы исполняются парами. В пару входит один из правых танцев и один из левых (исполняются один за другим). Первая часть называется омогаку (благородная музыка), вторая тобу (ответный танец). Весь этот комплекс обрамлён вступит. и заключит. муз. частями, без танцев. Композиции состоят из геометрич. фигур, сменяющих друг друга, и носят отвлечённый характер. Даже те из них, к-рые в истоках были реалистическими и имели драматич. сюжет (танцы, пришедшие из Азии), в последующей практике стали абстрактными. Танцы Б., как и раньше, исполняют во время храмовых праздников в крупных буддийских и синтоистских храмах, на придворных церемониях и торжествах в императорском дворце в Токио, на фестивалях нац. иск-ва. В 1959 придворная труппа Б. была на гастролях в США.
Иск-во Б. оказало огромное влияние на формирование всего театр. иск-ва Японии. Отдельные его элементы стали основой япон. музыки и хореографии.
Лит.: Конрад Н. И., О театральном искусстве Японии VIIVIII вв., в сб.: Театр и другие.матургия Японии, М., 1965; Гундзи М., Японский театр Кабуки, пер. с япон., М., 1969; Togi Masataro, Gagaku: court music and dance, Tokyo, 1971; Гэйно дзитэн (Словарь по театру "Но"), Токио, 1961.Л. Д. Гришелёва.
Бугаку. Танец "Сюнтэйка"
Бугаку. Танец "Карёбин"
Бугаку. Танец "Сюнтэйка"
Бугаку. Танец "Карёбин"
Балет. Энциклопеди. - М.: Большая Советская энциклопедия. Главный редактор Ю.Н.Григорович. 1981.