Академизм

Академизм
АКАДЕМИ́ЗМ, 1) Тип иск-ва, создаваемого в академиях (театрального, музыкального, изобразительного иск-в и другие.>.). Исторически возникает в разные эпохи под влиянием деятельности академий. Академии – это учреждения (б.ч. государственные), призванные хранить и развивать высшие, наиболее совершенные традиции и образцы иск-ва, выводя из них критерии и нормы художеств. творчества и создавая на этой основе художеств. школу. Академический – значит образцовый, наиболее совершенный.

В балете значение академий имеют лучшие, образцовые т-ры (императорские т-ры – в дореволюц. России, гос. академич. т-ры – в сов. художеств. культуре), их высшие достижения составляют основу школы хореографич. иск-ва. В академиях происходит академизация (превращение в норму, образец и основу художеств. школы) к.-л. совр. конкретноисторич. направления. Так, в исторически первой Болонской академии живописи (16 в.) академизировалось иск-во высокого Возрождения, в художеств. академиях и придворных т-рах 17–18 вв. – иск-во классицизма, в императорских т-рах и хореографич. школах 19 в. – романтизма, в наши дни – реализма. Академизация содержит в себе опасность (нередко реализующуюся в практике) отрыва иск-ва от современности, односторонней ориентации на существующие образцы, механич. повторения ранее созданного. Поэтому академии могли играть в истории иск-ва не только прогрессивную, но и консервативную роль. Так, Российская Академия художеств, имевшая в 18–нач. 19 вв. большое прогрессивное значение, в сер. 19 в. стала оплотом отжившего эпигонского классицизма, тормозом развития передового иск-ва, что вызывало резкую критику со стороны противостоявших ей передвижников и всех защитников совр. реализма. Не избежали этой участи и рус. императорские т-ры 2-й пол. 19 в., в т.ч. оперно-балетные. В них господствовали вкусы придворно-аристократич. среды, проявлялись тенденции к развлекательности и пышной зрелищности, рутина и штампы, отсутствовал интерес к проблемам совр. общественной жизни. Всё это наложило отпечаток на развитие балета того времени, породило его ограниченные стороны и негативные тенденции и критику их со стороны деятелей передовой рус. культуры (H. A. Некрасова, М. Е. Салтыкова-Щедрина и другие.). Однако творчество выдающихся балетм. А. Сен-Леона, М. И. Петипа, Л. И. Иванова и другие. не сводится к этим ограниченным сторонам и негативным тенденциям, последние не составляют его сущности. Развив и подняв на новый уровень романтич. иск-во, эти балетмейстеры создали высокие художеств. образцы, сыгравшие в развитии балетного т-ра прогрессивную, исторически непреходящую роль.

2) Конкретно-историч. направление в балетном т-ре 19 в., проявившееся преим. во Франции и России. Уже в 1-й пол. и сер. 19 в. в работах франц. балетм. Ж. Мазилье, Л. Петипа, А. Сен-Леона наметилась стабилизация крупных танц. форм (grand pas, pas d'action), их элементов (adagio, вариации, coda) и совершенствование каждого из них, причём сольный танец преобладал над ансамблевым. В дивертисмент, к-рый занимал в этих балетах большое место, Сен-Леон часто вводил характерный танец. В балетах комп. А. Адана, Л. Делиба и другие. предвосхищалось художеств. сближение муз. и танц. форм.

В условиях упадка франц. балета А. со 2-й пол. 19 в. сосредоточился в России, где к тому времени в Петербурге и Москве сложились высококвалифицированные труппы. Здесь работали представители романтизма Ф. Тальони и Ж. Перро, идеи к-рых развили и академизировали Сен-Леон и особенно М. И. Петипа. В его постановках "Дочь фараона" (1862), "Корсар" (1863), "Царь Кандавл" (1868), "Дон Кихот" (1869) и др. возросла роль ансамблевого танца и в дивертисменте стала ощутима пластико-тематич. взаимосвязь солистов, ансамблей и кордебалета. При этом преобладал женский танец. Важнейшим художеств. средством балета становилось взаимодействие пластич. мотивов, развиваемых в разных частях полифонич. структуры. Ярчайший образец – сцена теней в "Баядерке" (1877). В этом же направлении работал М. И. Петипа, редактируя кордебалетные сцены "Жизели". Используя накопившуюся танц. лексику, он усложнил танц. формы, соединяя действенные и дивертисментные элементы (см. Дивертисмент) в единые по содержанию картины (основой для них служили группы пластич. лейт-тем), и симфонизировал танец. Сначала Петипа ставил балеты Ч. Пуньи, Л. Минкуса и другие., музыка к-рых не выходила за пределы аккомпанемента к танцу. Ощущение бóльших возможностей единства музыки и танца привело Петипа к сотрудничеству с П. И. Чайковским, понимавшим, что реформа балетной музыки, обогащение её достижениями совр. симфонизма могли осуществиться лишь одновременно с хореографич. реформой. В "Спящей красавице" (1890) и "Раймонде" (1898) Петипа, в "Щелкунчике" (1892) Иванова, а также в осуществлённой ими совм. постановке "Лебединого озера" (1895) созданы большие картины музыкально-танцевального действия, разработаны его осн. формы, обогащены выразительные средства хореографии. Развитие танц. лексики опиралось также на выдающиеся достижения виртуозной итал. школы, виднейшие представители к-рой П. Леньяни, К. Брианца, Э. Чеккетти и другие. работали в Петербурге. Обобщая и развивая достижения романтич. балета, Петипа и Иванов значительно углубили содержательность танца. Вторая картина в "Лебедином озере", сцена с нереидами в "Спящей красавице" своей психологич. насыщенностью и эмоциональной глубиной продемонстрировали возможность балета реалистически отражать действительность в формах феерии и сказки. На основе достижений балетмейстеров, стоявших на позициях Α., была развита хореографич. школа, давшая замечательных исполнителей и получившая признание во всём мире. Эти достижения явились одной из главных традиций для сов. иск-ва.


Лит.: Слонимский Ю., П. И. Чайковский и балетный театр его времени. Μ., 1956; Красовская В., Русский балетный театр второй половины XIX века, Л. – М.. 1963; Мариус Петипа. Материалы. Воспоминания. Статьи, [Л., 1971]; Ванслов В. В., Проблемы социалистического реализма и творческая деятельность Академии художеств СССравни в его кн.: Изобразительное искусство и проблемы эстетики, Л., 1975; Legat N., The story of the Russian school, L., 1932; Benois Α., Reminiscences of the Russian ballet, L., [1947].


Балет. Энциклопеди. - М.: Большая Советская энциклопедия. . 1981.

Игры ⚽ Нужен реферат?
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "Академизм" в других словарях:

  • Академизм —         (франц. acadеmisme), направление, сложившееся в художественных академиях XVI XIX вв. (см. Академии художественные) и основанное на догматическом следовании внешним формам классического искусства. Академизм способствовал систематизации… …   Художественная энциклопедия

  • Академизм — АКАДЕМИЗМ. Термин этот возникает сравнительно недавно, в 60 80 х годах XIX века. Возникновением своим он обязан борьбе, которую повели в области литературы и других изящных искусств представители молодого поколения с представителями старших.… …   Литературная энциклопедия

  • академизм — а, м. académisme m. 1845. Рей. 1876. Лексис. 1. Чисто теоретическая направленность в научных и учебных занятиях. БАС 2. Литературоведческие опыты почтенного ученого .. необыкновенно скучны. Такую скуку часто принимают за академизм, при том, что… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • Академизм —     АКАДЕМИЗМ. Термин этот возникает сравнительно недавно, в 60 80 х годах XIX века. Возникновением своим он обязан борьбе, которую повели в области литературы и других изящных искусств представители молодого поколения с представителями старших.… …   Словарь литературных терминов

  • АКАДЕМИЗМ — (французское academisme), направление, сложившееся в академиях художественных 16 19 вв. и основанное на догматическом следовании внешним формам классического искусства античности и Возрождения. Академизм способствовал систематизации… …   Современная энциклопедия

  • Академизм —  Академизм  ♦ Academisme    Чрезмерно строгое подчинение правилам школы или традиции в ущерб свободе, оригинальности, изобретательности, смелости. Склонность перенимать у учителей прежде всего то, что действительно легко поддается подражанию… …   Философский словарь Спонвиля

  • Академизм — (французское academisme), направление, сложившееся в академиях художественных 16 19 вв. и основанное на догматическом следовании внешним формам классического искусства античности и Возрождения. Академизм способствовал систематизации… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • АКАДЕМИЗМ — (франц. academisme) 1) чисто теоретическое направление, традиционализм в науке и образовании.2) Оторванность науки, искусства, образования от жизни, общественной практики.3) В изобразительном искусстве направление, сложившееся в художественных… …   Большой Энциклопедический словарь

  • АКАДЕМИЗМ — АКАДЕМИЗМ, академизма, мн. нет, муж. 1. отвлеч. сущ. к академический во 2 знач. 2. Пренебрежение к общественной работе под предлогом первостепенной важности академических занятий (в высших учебных заведениях). Толковый словарь Ушакова. Д.Н.… …   Толковый словарь Ушакова

  • академизм — АКАДЕМИЗМ, а, муж. (книжн.). 1. Академическое (во 2 и 4 знач.) отношение к чему н. 2. Направление в искусстве, догматически следующее сложившимся канонам искусства античности и эпохи Возрождения. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю.… …   Толковый словарь Ожегова

  • академизм — сущ., кол во синонимов: 1 • академичность (7) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»