- Бурнонвиль А.
- БУРНОНВИ́ЛЬ (Bournonville) Август (Огюст) (21.8.1805, Копенгаген, 30.11.1879, там же), дат. артист, балетмейстер, педагог. Учился у своего отца Антуана Б., у В. Галеотти, возглавлявшего школу Королевского датского балета, и в 1820 у О. Вестриса в Париже. В 1826 окончил школу парижской Оперы, в 182728 работал в этом т-ре (выступал партнёром М. Тальони). Совершив поездку по европ. столицам, Б. вернулся в Копенгаген в 1829. Дебютировал постановкой дивертисментов "Поклонение грациям" и "Солдат и крестьянин" на сб. музыку, в 1830 подписал контракт на 18 лет в качестве солиста и балетмейстера Королевского датского балета (Копенгаген) и преподавателя танцев при дворе. В мемуарах Б. сообщает, что как исполнитель он обладал "превосходной школой и врождённым музыкальным чутьём", и хотя нек-рые танцовщики побеждали его в технике, а другие в оригинальном воплощении характерных партий, немногие умели так соединять, как он, "множество различных видов танца". В 1848 Б. оставил исполнительство и был гл. балетмейстером Королевской оперы в Копенгагене до 1877, за исключением Вены (185556) и Стокгольма (186164), где работал танцовщиком. Последователь романтич. школы танца, Б. обращался к фантастич. преданиям и нар. эпосу Дании, а также к истории и лит-ре других стран. Он соединял в своих балетах классич. и характерный танцы, широко пользовался фольклором разных народов. Б. пост. св. 50 балетов (ок. 15 из них сохраняются в репертуаре дат. и швед. т-ров), гл. обр. на музыку совр. ему дат. композиторов, в т. ч.: "Вальдемар" (1835) и "Праздник в Альбано" (1839) Фрёлиха, "Сильфида" Лёвеншелля (1836), "Неаполь, или Рыбак и его невеста" (1842); "Валькирия" Хартмана и "Свадебный поезд в Хардангере" Паулли (1853), "Народное предание" Гаде и Хартмана (1854), "Далеко от Дании" Глезера и другие. (1860). В основе балета "Из Сибири в Москву" Моллера (1876) история Параши-сибирячки (сценарий по роману франц. писательницы Э. Коттен). Б. формировал нац. своеобразие дат. балета, разрабатывал мимич. выразительность, прыжковую технику, энергичность, виртуозность мужского танца. Выдающийся педагог, Б. создал свою методику преподавания, т. н. "урок Б.", записанный его учениками и вошедший в балетную педагогич. практику (включая 20 в.). В 1874 Б. посетил Россию. В своих мемуарах дал высокую оценку петерб. балету.
Соч.: Mit theaterliv. dl 13, Kbh., 184878; Det Kongelige danske theater som det er, [Kbh.], 1849.Лит.: Классики хореографии, Л. M., 1937, с. 22545, 247327; Kragh-Jacobsen S., The Royal Danish Ballet. An old tradition and a living present, Kbh., 1955; BruhnE., Moore L., Bournonville and ballet technique, L., 1961; Den Kongelige danske ballet. Under redaktion af Svend Kragh-Jacobsen og T. Krogh, Kbh., 1952.
В. М. Красовская.
Авг. Бурнонвиль - Джеймс ("Сильфида")
"Неаполь, или Рыбак и его невеста". Королевский датский балет. Балетм. Авг. Бурнонвиль
"Ярмарка в Брюгге" Х. Паулли. Балетм. Авг. Бурнонвиль
Авг. Бурнонвиль - Джеймс ("Сильфида")
"Неаполь, или Рыбак и его невеста". Королевский датский балет. Балетм. Авг. Бурнонвиль
"Ярмарка в Брюгге" Х. Паулли. Балетм. Авг. Бурнонвиль
Балет. Энциклопеди. - М.: Большая Советская энциклопедия. Главный редактор Ю.Н.Григорович. 1981.