Вигано С.

Вигано С.
ВИГАНÓ (Vigano) Сальваторе (25.3.1769, Неаполь, – 10.8.1821, Милан), итал. артист, балетмейстер и педагог. Воспитывался в семье танцовщиков, ученик комп. Л. Боккерини, автор музыки ряда своих балетов. В 1776 дебютировал в Риме. В 1788, выступая в Мадриде, познакомился с Ж. Добервалем, с к-рым затем работал в Бордо и Лондоне. От Доберваля воспринял принципы пантомимной драмы 18 в. и взял их за отправную точку для создания романтич. балетной драмы. В 1791 В. пост. в т-ре "Сан-Самуэле" (Венеция) первый балет "Рауль, синьор де Креки" на сюжет и муз. одноим. оперы Н. Далейрака (в гл. партиях В. и его жена М. Медина). Гастролировал в Вене, Праге, Дрездене, Берлине и Гамбурге. В 1799–1803 был балетмейстером Венского придворного т-ра, пост. балет Л. Бетховена "Творения Прометея, или Власть музыки и танца" (1801). Впоследствии В. сотрудничал с второстепенными композиторами, но часто ставил балеты на сборную музыку из произв. Бетховена, Россини, Спонтини, Моцарта и Гайдна; влияние двух последних ощущалось в его собств. музыке. В 1809 пост. в Венеции историко-героич. мимодраму "Стрельцы", положив начало ряду итал. балетов на рус. темы. С этого времени спектакли В. постоянно оформлял худ. А. Санкуирико, романтич. живопись к-рого имела большое значение для общей постановочной концепции балетмейстера. Стремясь к содержательности балета, В. сохранял виртуозный танец как иллюстративный компонент действия (танец нар., бальный и другие.). Пантомима же была строго ритмована и управлялась музыкой. В. утверждал, что в пантомиме его балетов "не ходят, а танцуют". С 1812 В. – балетмейстер миланского т-ра "Ла Скала". В этот гл. период творчества В. проявил себя как создатель героич. зрелищ, в к-рых важное место занимала тираноборч. тема (расширенный до эпич. поэмы балет "Прометей", 1813). В хореотрагедиях "Мирра, или Месть Венеры" (1817), "Отелло, или Венецианский мавр" и "Весталка" (1818), "Химена" (1820), "Дидона" и "Жанна д'Арк" (1821) В., часто пользуясь материалом высокой драматургии (В. Альфьери, П. Корнель, У. Шекспир, Ф. Шиллер), создавал страстные и твёрдые женские характеры. Его балет "Титаны" (1819) – о человеческих бедах, возникающих из-за обладания золотом, – предвосхищал идею тетралогии Вагнера. Балеты В. стоят в ряду произв. крупнейших мастеров Рисорджименто – эпохи борьбы за воссоединение Италии. Горячим поклонником творчества В. был Стендаль.


Лит.: Стендаль, Собр. соч., т. 9, 11, Л., 1936–38; Левинсон Α., Стендаль и Вигано, в его кн.: Мастера балета, СПБ, 1914; Ritorni С., Commentarii della vita е delle opere coredramatiche di Salvatore Vigano..., Mil., 1838; Vaillat L., L'invitation a la danse, P., 1953; Beaumont C., Complete book of ballets, L., 1938.


B. М. Красовская.


С. Вигано и М. Медина. Рис. Г. Шэдоу
"Титаны". Балетм. С. Вигано


С. Вигано и М. Медина. Рис. Г. Шэдоу


"Титаны". Балетм. С. Вигано


Балет. Энциклопеди. - М.: Большая Советская энциклопедия. . 1981.

Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "Вигано С." в других словарях:

  • Вигано — Коммуна Вигано Viganò Страна ИталияИталия …   Википедия

  • Вигано Сальваторе — (Viganò) (1769 1821), итальянский артист балета, балетмейстер. Реформатор балетного театра, создатель нового типа романтической хореографической драмы эпохи Рисорджименто (часто на материале произведений У. Шекспира, П. Корнеля, Ф. Шиллера,… …   Энциклопедический словарь

  • ВИГАНО Сальваторе — (1769 1821) итальянский артист балета, балетмейстер. Реформатор балетного театра, создатель нового типа романтической хореографической драмы эпохи Рисорджименто (часто на материале произведений У. Шекспира, П. Корнеля, Ф. Шиллера, В. Альфьери).… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Вигано (Viganò) Сальваторе — (1769—1821), итальянский артист балета, балетмейстер. Реформатор балетного театра, создатель нового типа итальянской романтической хореографической драмы (часто на материале произведений У. Шекспира, П. Корнеля, Ф. Шиллера, В. Альфьери).… …   Большой Энциклопедический словарь

  • ВИГАНО Рената — ВИГАНО (Viganò) Рената (р. 1900), итальянская писательница. Чл. ИКП. Ром. «Аньезе идет на смерть» (1949, п. — «Товарищ Аньезе», 1951). Сб. новелл «Аист прилетел» (1954).■ История двух девушек. [Рассказы], М., 1964 …   Литературный энциклопедический словарь

  • Вигано-Сан-Мартино — Коммуна Вигано Сан Мартино Vigano San Martino Страна ИталияИталия …   Википедия

  • Вигано С. — ВИГАНÓ (Viganò) Сальваторе (1769–1821), итал. артист балета, балетмейстер. Реформатор балетного т ра, создатель нового типа итал. романтич. хореогр. драмы (часто на материале произведений У. Шекспира, П. Корнеля, Ф. Шиллера, В. Альфьери).… …   Биографический словарь

  • ВИГАНО — (Vigano), Сальваторе, род. 29 марта 1769 в Неаполе, ум. 10 авг. 1821 в Милане; балетный танцор и композитор, автор балетного либретто Die Geschöpfe Prometheus , к которому Бетховен написал музыку (1801). Опера, написанная самим В. Raoul de Crequi …   Музыкальный словарь Римана

  • Вигано Франческо — (Vigano) плодовитый итал. писатель, много содействовавший распространению в Италии, Франции и Англии ссудосберегательных товариществ типа Шульце Делича; родился в 1807 г., в 1828 г. был изгнан за участие в движении в пользу объединения Италии,… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Балет —         (франц. ballet, от итал. balletto, от позднелат. ballo танцую) вид сценич. иск ва; спектакль, содержание к рого воплощается в муз. хореографич. образах. На основе общего драматургич. плана (сценария) Б. соединяет музыку, хореографию… …   Музыкальная энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»