- Вьетнамский классический танец
- ВЬЕТНÁМСКИЙ КЛАССИ́ЧЕСКИЙ ТÁНЕЦ. Истоки танц. иск-ва народов, населяющих Вьетнам, уходят в глубокую древность. В. к. т. развивался в тесной взаимосвязи с театральным иск-вом. Наиболее распространены виды танцевально-драматич. представлений классич. театр туонг (1113 вв.) и нар. театр тео. Эти представления включают речь, пение, музыку и условный жест, к-рый имеет тщательно разработанные формулы, выражающие тончайшие нюансы состояний и чувств персонажа. Напр., выражение гнева изображается резким покачиванием головы, сильным, непрерывным колебанием плеч и рук и другие.; горе изображается т. н. "ланами" (lan крутиться лёжа), "бэ" (be передвижение на коленях), "лиа" (lia ходьба на полупальцах). Движения актёров стилизованы, позы близки скульптурным. Учатся этому иск-ву с юности. Театр туонг в своём развитии многое заимствовал от кит. классич. т-ра: танец с мечом, танец с веером, костюмы, грим и другие.; муз. сопровождение всегда включает барабан. На протяжении веков существовали придворные труппы.
После Августовской революции 1945 и установления нар. власти были созданы благоприятные условия для дальнейшего совершенствования хореографич. иск-ва. Сохраняются и развиваются жанры традиционного вьетнамского т-ра. В 1950-е гг. ставились многочисл. хореографич. миниатюры, отражающие жизнь вьетнамского народа. Первые многоактные балетные спектакли были поставлены в 1961. Появлению многоактных балетов предшествовала большая работа. Были созданы специальные курсы, где будущие балетмейстеры изучали систему традиционного классич. танца и разл. характерные танцы народов Вьетнама. Артистов балета готовили в хореографич. уч-щах социалистич. стран. Наибольшее распространение получили балеты на совр. темы: "Пламя Нгеана и Хатиня" (о борьбе вьетнамского народа против франц. колонизаторов), "Здравица дяде Хо" (посв. президенту Хо Ши Мину), "Под знаменем национального фронта освобождения Южного Вьетнама", "Южновьетнамская мать", "Тебя любят джунгли", "Связистка", проникнутые героикой, революц. гуманизмом и романтикой. В балетах "Там и Кам" Нгуен Ван Тхыонга, Ван Тьи, "Тхак Сань", "Святой Зонг" на музыку Нгуен Суан Хоата, "Бедный юноша" Нгуен Динь Тика, европ. классич. танец удачно сочетается с танцами народностей тхай и мео. Были поставлены хореографич. миниатюры, предназначенные для концертного исполнения, в к-рых также сочетались европ., вьетнамский классич. танец и танец модерн ("Факельный патруль", "Медленная граната" и другие.>.). Были предприняты попытки освоения европ. классич. наследия (пост. 2-й акт из "Лебединого озера" и фрагменты из др. балетов). В 196479 в Ханое работал Муз. театр, в репертуаре к-рого сочетались оперные и балетные спектакли с выступлениями симфонич. оркестра. С 1979 здесь показывают только оперы и балеты (рук. т-ра Нгуен Тхань Ле). Среди ведущих деятелей: хореографы Тхай Ли, Доан Лонг, Чен Минь, Минь Тиен; танцовщики Нгием, Ань Фу, Мань Хунг; танцовщицы Фунг Нян. Тхун Куинь, Хоанг Ми.
Для пропаганды нар. иск-ва в Сравни созданы Ансамбль нар. армии под рук. поэта и другие.матурга Тхе Лы (1948), Ансамбль нар. реформы провинции Тхайнгуен (1954), в к-рых имеются танц. группы. В 1959 в Ханое открыта школа европ. классич. балета.
Лит.: Нгуен Динь Нги, "Владей духом и формой". Актёр в традиционном театре Вьетнама, "Т", 1971, № 4, с. 13241; Лам То Лок, Вьетнамский балет сегодня, "Т", 1971, № 10, с. 16266.То Нга.
Танец из оперы "Шун Ван сходит с ума" в исполнении Зием Лок (театр тео). Ханой
"Пчёлы". Хореографическая миниатюра
Вьетнамский танец со шляпами
Вьетнамский танец с бамбуковыми палками
Танец из оперы "Шун Ван сходит с ума" в исполнении Зием Лок (театр тео). Ханой
"Пчёлы". Хореографическая миниатюра
Вьетнамский танец со шляпами
Вьетнамский танец с бамбуковыми палками
Балет. Энциклопеди. - М.: Большая Советская энциклопедия. Главный редактор Ю.Н.Григорович. 1981.