- Гоголь Н. В.
- ГÓГОЛЬ Николай Васильевич [20.3(1.4).1809, с. Большие Сорочинцы, ныне Полтавской обл., 21.2(4.3).1852, Москва], рус. писатель. Основоположник критич. реализма в лит-ре и театре. Высказывания Г. о балете содержатся в статье "Петербургские записки 1836 года" и в подготовительном варианте этой статьи "Петербургская сцена", а также в "Выбранных местах из переписки с друзьями" :"О театре, об одностороннем взгляде на театр и вообще об односторонности"). Сторонник реалистич. Отображения действительности в этом виде иск-ва, Г. писал, что основу балета составляет не богатство декораций и костюмов, а танец, в к-ром должны выражаться характер народа, его жизнь, образ занятий. Считая, что танец, взятый из жизни, трансформируется на сцене, он отмечал: "Творец балета..., схвативший первую стихию,...может развить её и улететь несравненно выше своего оригинала, как музыкальный гений из простой, услышанной на улице песни создаёт целую поэму" (Собр. соч., т. 6, 1967, с. 196). Г. критиковал совр. ему балет за недостаточную насыщенность действием.
На сюжеты произв. Г. пост. балеты: "Ночь перед Рождеством" Асафьева (1938, Т-р им. Кирова, балетм. В. А. Варковицкий, спектакль Ленингр. хореографич. уч-ща), "Сорочинская ярмарка" Гомоляки (1956, Донецкий т-р оперы и балета, балетм. Н. И. Трегубое) и на муз. Мусоргского в аранжировке H. H. Черепнина (1943, труппа "Балле тиэтр", т-р "Метрополитен-опера", балетм. Д. Лишин), "Тарас Бульба" Соловьёва-Седого (1940, Т-р им. Кировм, балетм. Ф. В. Лопухов; 1941, Большой т-р. балетм. Р. В. Захаров).
O. A. Петров.
Балет. Энциклопеди. - М.: Большая Советская энциклопедия. Главный редактор Ю.Н.Григорович. 1981.