- Голейзовский К. Я.
- ГОЛЕЙЗÓВСКИЙ Касьян Ярославич (Карлович) [22.2 (5.3).1892, Москва, 4.5.1970, Москва], сов. артист и балетмейстер. Засл. арт. БССР (1940), засл. деят. иск-в Литов. ССР (1945). Начал балетное образование в Москве (ученик Н. П. Домашева), с 1907 учился в Петерб. театр. уч-ще у М. К. Обухова и М. М. Фокина. По окончании в 1909 был принят в Мариинский т-р. В 1910 переведён в моск. Большой т-р. Исполнял партии: Голубая птица; Мотылёк ("Золотая рыбка"), бог Камон ("Саламбо" Арендса) оба в пост. A. A. Горского. С первых лет артистич. деятельности изучал иск-во балетмейстера; участник новаторских опытов Фокина и Горского. В 1916 балетмейстер Мамоновского т-ра миниатюр и т-ра "Летучая мышь". В 1918 ушёл из Большого т-ра и организовал школу-студию "Детский балет" (пост. там балеты "Макс и Мориц" на муз. Л. Шитте, "Белоснежка" и другие.). В 191925 руководил студией (с 1922 "Камерный балет"; пост. одноактные балеты "Арлекинада" на муз. Шаминад, "Саломея" на муз. Р. Штрауса, "Фавн" на муз. К. Дебюсси, "Трагедия масок" Бера, а также концертные программы). Музыкальность и богатая фантазия в области хореографич. форм определили самобытность творчества Г. Утверждая собственный стиль, он обращался к произв. С. В. Рахманинова, А. Н. Скрябина, Ф. Шопена в поисках балетных соответствий с эмоционально-пластич. выразительностью музыки. Деятельность Г. привлекала внимание зрителей и критики. В Большом т-ре Г. в 1925 пост. (на сцене Экспериментального т-ра) по своим сценариям балеты "Иосиф Прекрасный" Василенко и "Теолинда" на муз. Ф. Шуберта в инструментовке Рогаль-Левицкого. В "Иосифе Прекрасном" Г. выдвинул тему нравственной чистоты героя, вступающего в конфликт с бездуховностью окружающего мира: впоследствии эта тема заняла видное место в творчестве сов. балетмейстеров. В 1927 Г. пост. балет "Смерч" Бера (Большой т-р) один из первых опытов хореографич. воплощения революц. сов. тематики в духе аллегорич. плаката, в 1933 балет "Дионис" Шеншина (там же). Заявив себя сложившимся и крупным художником, Г. пластически осовременивал классич. танец, обращался к характерности, гротеску ("Испанские танцы" и "Эксцентрические танцы" на муз. Дунаевского, танцы гёрлс и другие.). С сер. 1930-х гг. работал в театрах республик Сов. Союза. Среди его пост.: "Спящая красавица" (1935, Харьков), "Бахчисарайский фонтан" (1939, Минск; 1949, Львов); "Ду Гуль" Ленского (1941, Душанбе). В 1944 и 1953 пост. "Половецкие пляски" ("Князь Игорь", Большой т-р). В 196061 создал концертные программы на муз. Скрябина и Листа, в 1962 балет "Скрябиниана", в 1964 "Лейли и Меджнун" Баласаняна (Большой т-р). Г. автор многих полемич. статей о балете и книги "Образы русской народной хореографии" (М., 1964).
Лит.: Слонимский Ю., Советский балет. Материалы к истории советского балетного театра, М.Л., 1950; Суриц Е., Начало пути. Балет Москвы и Ленинграда в 19171927 годах, в кн.: Советский балетный театр. 19171967, М., 1976; её же, Хореографическое искусство двадцатых годов, М., 1979; Шереметьевская Н., Танец на эстраде, в кн.; Русская советская эстрада. 19171929, М., 1976; Русская сонетская эстрада. 19301945. Очерки, М., 1977.
В. М. Красовская.К. Голейзовский в балете "Арлекинада"
"Лейли и Меджнун". Балетм. К. Голейзовский
К. Голейзовский в балете "Арлекинада"
"Лейли и Меджнун". Балетм. К. Голейзовский
Балет. Энциклопеди. - М.: Большая Советская энциклопедия. Главный редактор Ю.Н.Григорович. 1981.