- Гонзаго П.
- ГОНЗÁГО, Гонзага (Gonzago, Gonzaga), Пьетро ди Готтардо [25.3.1751, Лонгароне, близ Венеции, 25.7(6.8).1831, Петербург], итал. живописец, театр. декоратор, архитектор. Занимался живописью в Венеции у А. Визентини и Дж. Моретти, там же посещал Академию изящных иск-в. Затем учился в Милане у знаменитых декораторов бр. Ф. и Б. Галлиари. С 1779 декоратор Миланского т-ра. Работал также для т-ров Венеции, Рима. Пармы, Турина, Генуи и другие. городов. С 1792 декоратор петерб. имп. т-ров. Писал декорации к оперным, драматич. и балетным спектаклям. Крупнейший художник кон. 18 нач. 19 вв., Г. развивал традиции перспективной живописи барокко и классицизма. Декорации Г. (архитектурные сооружения, пейзаж) создавали иллюзию действительности. Они отличались богатством фантазии, вкусом, гармонией пропорций, изяществом деталей.
Наиболее известны декорации Г. к балетам: "Амур и Психея" Кавоса (1793, балетм. Ш. Ле Пик), "Танкред" Мартин-и-Солера (1779, балетм. Ш. Ле Пик), "Медея и Язон" Родольфа (1800, балетм. Дж. Соломони), "Сандрильона" Штейбельта (балетм. И. Вальберх и О. Пуаро, 1815). Автор теоретич. трактатов: "Сообщение моему начальнику или разъяснение театрального декоратора" ("Information à mon chef ou éclaircissement convenable du décorateur-théâtrale...", 1807), "Музыка глаз и театральная. оптика" ("La musique des yeux et l'optique théâtrale", 1800).
Лит.: Гозенпуд Α., Музыкальный театр в России. От истоков до Глинки, Л., 1959, с. 24862; Гонзага П. Г. Жизнь и творчество. [Монографическое исследование и предисл. Ф. Я. Сыркиной. Сочинения], М., 1974.В. М. Паппе.
Эскиз декорации к балету "Арлекин-беглец". Худ. П. Гонзаго
Эскиз декорации к балету "Арлекин-беглец". Худ. П. Гонзаго
Балет. Энциклопеди. - М.: Большая Советская энциклопедия. Главный редактор Ю.Н.Григорович. 1981.