- Греческий балет
- ГРÉЧЕСКИЙ БАЛÉТ. В Др. Греции танец занимал видное место в быту и обществ. жизни. Он был тесно связан с культом бога Диониса. Обряды, шествия и таинства, носившие массовый характер, представляли собой своеобразные хореографич. композиции. О характере этих древнейших образцов танц. иск-ва свидетельствуют многочисл. изображения танцовщиков на барельефах, в вазописи и в скульптуре. Много описаний танцев встречается также в произведениях древнегреч. лит-ры. Танц. движения и фигуры, нашедшие отражения в этих памятниках, зачастую встречаются почти в неизменённом виде в совр. нар. танцах.
В Византийской империи танц. иск-во не получило широкого развития, поскольку профессия танцовщика считалась позорной. В период четырёхсотлетнего турецкого ига, затормозившего культурное развитие страны, народ продолжал сохранять свои традиц. танцы, дошедшие до наших дней. После освобождения Греции в результате Нац.-освободительной революции 182129 танц. иск-ву длительное время, в отличие от литературы, живописи и музыки, не уделяли должного внимания. Проф. муз. т-р появился в Греции лишь в кон. 80-х гг. 19 в. и поэтому традиции зап.-европ. академич. танца были восприняты здесь позднее, чем в др. странах Европы. Уже в 20-х гг. 20 в., под влиянием реформаторских взглядов А. Дункан, в Греции делались попытки возродить антич. танец, изучать фольклорное наследие. Начали деятельность многочисл. частные студии, пропагандировавшие как классич. танец, так и систему ритмич. воспитания по методу Э. Жака-Далькроза и немецкий "выразительный танец". Руководили ими, в основном, танцовщики, прошедшие курс обучения в Германии и Австрии (Э. Спек-Мелисину, К. Працика, П. Матеи-Русопулу) или обучавшиеся у русских и другие. иностр. педагогов (К. Николе). В 1927 Працика вместе с поэтом А. Сикелианосом организовала Дельфийские празднества, на к-рых были представлены и хореографич. композиции.
Первый греч. проф. балетмейстер А. Гриманис, работавший в нач. 30-х гг. в Нац. т-ре, впоследствии стал гл. балетмейстером т-ра "Лирики скини" (открыт в 1939), где ставил танц. сцены в операх, а также одноактные балеты "Разносчик" Петридиса, "Треуголка" и другие. В том же т-ре работала танцовщица и балетм. Лукия, одна из первых греч. артисток, пропагандировавшая в своей концертной деятельности нац. греч. танец. Там же работали и другие. балетмейстеры (греч. и иностранные) Цехос, С. Махов, Л. Сакелариу, Л. Мясин, Кирсанова, Р. Ману, Я. Мецис, И. Сисмани, Э. Цукала, Л. Депьян, О. Гелодари и другие.; педагоги Цукала, Депьян, Гелодари; солисты Т. Варути, Сисмани, Цукала, М. Вулгари, С. Дарио, А. Петрова, Мецис, А. Силвестер, позднее А. Папидис, А. Хадзис, Г. Ливадис. В 70-х гг. ведущие солистки труппы К. Дима и М. Михалопулу.
С постановкой трагедии "Агамемнон" Эсхила в Нац. т-ре (осн. в 1932 Ф. Политисом) возрос интерес к произведениям античной драматургии, что явилось стимулом к дальнейшему развитию хореографич. иск-ва в Греции, поскольку декламация хора в древнегреч. трагедии сопровождается ритмичными движениями, танцем и пантомимой. Представления под открытым небом устраиваются и ныне в антич. т-рах в Эпидавре, т-ре Ирода Аттика близ Акрополя, а также в других сохранившихся древних т-рах. Хореография в этих пост. принадлежит балетм. Сакелариу, Ману, З. Николуди, М. Казази, Варути, Д. Цацу и М. Хорс (в 70-х гг. гл. балетм. Нац. т-ра).
Становлению и пропаганде хореографич. иск-ва в Греции способствует деятельность частных школ, к-рыми руководят выпускники греч. школ и солисты т-ра "Лирики скини" Ману, Сисмани, М. Реньери, А. Папаризу, Э. Вриаку, Мецис, Д. Григориаду, Варути, Депьян и другие. Гос. балетных школ в Греции не существует, за исключением школы Працики (осн. 1934), с 1973 получившей гос. субсидию. Большое значение для развития балета имеет и инициатива частных лиц, на чьи средства содержатся труппы, организуются их заграничные турне, проводятся выступления учеников балетных школ на разл. театр. и муз. фестивалях. Из частных трупп приобрели известность: Афинские балеты (осн. 1946, рук. Николс), среди пост. к-рой "Смерть и просветление" на муз. Р. Штрауса, "Византийские картинки", "Лунный свет" на муз. Дебюсси и другие.; Греческий балет (осн. в 1951, рук. Ману), пост. "Марсий", "Проклятая змея"; "Шесть народных зарисовок" на муз. Хадзидакиса, "Пустыня", "Орфей и Эвридика", "Вакханки"; Экспериментальный Афинский балет (осн. в 1965, рук. Мецис), пост. "Три адажио" на муз. Бартока, "Раймонда", "Дафнис и Хлоя", "Коппелия"; "Суд Атридов" Марангопулоса, "Пендовола" Плесаса, "Баядерка", "Игры", "Сильфида", "Тщетная предосторожность" и другие. Силами учеников школы Сисмани (с 1964 она работает также как балетмейстер в т-ре "Лирики скини") ставились балеты "Жизель", "Лебединое озеро", "Сильфиды", ряд фрагментов из "Спящей красавицы", "Щелкунчика", балеты на муз. М. Теодоракиса, Н. Скалкотаса, М. Хадзидакиса и другие. Изучением и популяризацией греч. нар. танцев занимается ансамбль Д. Страту.
В. М. Паппе.
"Сильфиды". Балет школы И. Сисмани
"Цикл обновления". Балетм. Р. Ману
"Сильфиды". Балет школы И. Сисмани
"Цикл обновления". Балетм. Р. Ману
Балет. Энциклопеди. - М.: Большая Советская энциклопедия. Главный редактор Ю.Н.Григорович. 1981.