- Дидло Л.
- ДИДЛÓ (Didelot) Шарль (Карл) Луи [1767, Стокгольм, 7(19).11.1837, Киев], франц. артист, балетмейстер, педагог. Сын танцовщика Королевского балета (Стокгольм). Учился в Париже у Ж. Лани, А. Деэ и другие. В 178891 выступал в Лондоне и Бордо, работал с Ж. Ж. Новером и Ж. Добервалем, к-рых считал своими учителями. Как танцовщик Д. отличался чистотой исполнения движений, грациозностью поз. В Лондоне в 1788 дебютировал как хореограф балетами "Ричард Львиное сердце" и "Милость синьора" Массинги. В 179295 работал в Париже и Лионе, где поставил балет "Метаморфоза" на сб. муз. (1-й вариант "Зефира и Флоры", 1795). В 17961801 танцовщик и балетмейстер Королевского театра в Лондоне. Пост.: "Флора и Зефир" Босси (1796), "Хензи и Tao" (1801). С 1801 балетмейстер и руководитель балетной части. Петерб. театр. уч-ща. В Петербурге пост. балеты: "Аполлон и Дафна" (1802); "Зефир и Флора" (1808) и "Амур и Психея" (1809) Кавоса, и др. В 181215 работал в Лондоне, где создал балеты: "Зефир непостоянный, наказанный и прощённый" (1812), "Пастух и Гамадриада" (1813), "Венгерская хижина" (1813) все Венюа, "Качель" рус. дивертисмент на муз. Фьорилло, "Гамаида и Алонзо" Горна (1814).
В 181629, в период своего творч. расцвета, Д. снова работал в Петербурге, где пост. более 40 балетов и дивертисментов. Среди них: мифологические балеты "Ацис и Галатея" Кавоса (1816), "Тезей и Арианна, или Поражение Минотавра" Антонолини (1817), "Евтимий и Евхариса, или Побеждённая тень Либаса" Жома (1820), "Альцеста, или Сошествие Геркулеса в ад" Антонолини и "Федра и Ипполит" Кавоса и Турике (оба 1821); сказочные "Роланд и Моргана, или Разрушение очарованного острова" (1812) и "Лаура и Генрих, или Трубадур" (1819) оба Кавоса; "Хензи и Tao, или Красавица и чудовище" Антонолини (1819); комические "Молодая молочница, или Нисетта и Лука" Антонолини (1817), "Карлос и Розальба, или Любовник, кукла и образец" Кавоса (1817), "Возвращение из Индии, или Деревянная нога" Венюа (1821). Разработал жанр историко-героич. балетов: "Венгерская хижина, или Знаменитые изгнанники" Венюа (1817), "Леон и Тамаида, или Молодая островитянка" Кавоса (1818), "Рауль де Креки, или Возвращение из крестовых походов" Кавоса и Жучковского (1819), "Кора и Алонзо, или Дева солнца" Антонолини (1820). В 1823 пост. балет "Кавказский пленник, или Тень невесты" Кавоса по мотивам поэмы A. C. Пушкина. Незавершённой осталась работа над пост. балета "Сюмбека, или Покорение Казанского царства" Кавоса, т.к. в 1829 из-за конфликта с дирекцией имп. т-ров Д. был вынужден подать в отставку.
Хореографич. драмы Д. относятся к эпохе предромантизма. В них последовательное развитие действия осуществлялось средствами отанцованной пантомимы, в отдельных случаях переходившей в танец, техника к-рого в это время значительно обогатилась. Им были присущи драматургич. логика и стилевое единство. Декоративное оформление и сценич. эффекты служили в них раскрытию содержания. Деятельность Д. в России способствовала выдвижению рус. балетного театра на одно из первых мест в Европе. Новаторские достижения лучших постановок Д. нашли продолжение и развитие во 2-й пол. 19 в., в частности в балетах М. И. Петипа. Среди учеников Д. М. И. Данилова, А. И. Истомина, Е. А. Телешова, A. A. Лихутина, И. О. Гольц.
Лит.: Глушковский А. П., Воспоминания балетмейстера, Л.М., 1940; Слонимский Ю. И., Дидло. Вехи творческой биографии, Л.М., 1958; его же, Драматургия балетного театра XIX века, М., 1977; Красовская В. М., Русский балетный театр от возникновения до середины XIX века, Л.М., 1958; Guest I., The romantic ballet in England, L., 1954; Swift M., A loftier flight, L., [1974].B. A. Майниеце.
Балет. Энциклопеди. - М.: Большая Советская энциклопедия. Главный редактор Ю.Н.Григорович. 1981.