- Доберваль Ж.
- ДОБЕРВÁЛЬ (Dauberval, D'Auberval) [наст. фам. Берше (Bercher)] Жан (19.8.1742, Монпелье, 14.2.1806, Тур), франц. артист и балетмейстер. Ученик и последователь Ж. Ж. Новера. Дебютировал в парижской Опере в 1761 в дивертисменте оперы "Заис" Рамо. В 176264 выступал в Штутгарте. С 1770 солист парижской Оперы. Виртуозный танцовщик полухарактерного жанра. Среди мн. партий: Поляк ("Галантная Индия" Рамо), антре Земли ("Стихии" Детуша), Креон ("Медея и Язон" Родольфа, балетм. Новер). В 1783 после конфликта с дирекцией покинул парижскую Оперу. В 178392 (с перерывами) выступал и ставил балеты в Бордо и в Лондоне. Лучший балет Д. "Тщетная предосторожность" (на сб. музыку, первоначальное назв. "Балет о соломе, или От худа до добра всего лишь один шаг", 1789) сохранился в репертуаре до наст. времени. Др. пост.: "Забавы Терпсихоры" Бартелемона (1783), "Пигмалион" Руссо (1784), "Дезертир" на муз. одноим. комич. оперы Монсиньи (1784), "Ветреный паж" (1786), "Телемак на острове Калипсо" (1791). В творчестве Д. отразились демократич. тенденции предреволюц. эпохи. Он впервые обратился к реальным персонажам, вывел на сцену представителей третьего сословия. В своих пост. Д. развил и продолжил реформу Новера, стремился к соединению танца с пантомимой, широко использовал народный и бытовой танец.
Лит.: Блок Л. Д., "Тщетная предосторожность", в кн.; Тщетная предосторожность. Сб. ст. к постановке балета в Гос. академическом Малом оперном театре, Л., 1937; Слонимский Ю., "Тщетная предосторожность", Л., 1961; его же, Драматургия балетного театра XIX века, М., 1977; Guest I., La fille mal gardée, L., 1960.B. A. Майниеце.
Ж. Доберваль и М. Аллар в балете "Сильвия". Рис. Ф. Ширс
Ж. Доберваль и М. Аллар в балете "Сильвия". Рис. Ф. Ширс
Балет. Энциклопеди. - М.: Большая Советская энциклопедия. Главный редактор Ю.Н.Григорович. 1981.