- Дункан А.
- ДУНКÁН, Данкан (Duncan), Айседора (Изадора) (27.5.1877, Сан-Франциско, 14.9.1927, Ницца), амер. танцовщица. Одна из основоположниц танца модерн. В период упадка балетного иск-ва на Западе Д. выдвинула лозунг свобода тела и духа рождает творческую мысль. Кредо Д. движения тела должны быть выражением "внутреннего импульса" на практике воплотилось в ограниченность танц. возможностей исполнителя из-за отсутствия танц. техники. Д. не создала проф. танцевальной системы, её теория не коснулась также мужского танца. Она резко выступала против школы классич. танца, выдвигала принцип общедоступности танц. иск-ва, пропагандировала развитие массовых школ, где дети в танце познавали бы красоту естественных движений человеческого тела. Идеалом Д. служили древнегреч. фрески, вазопись и скульптура. В танце она использовала музыку Бетховена, Глюка, Шопена, Чайковского и другие. композиторов, для танца не предназначенную. Д. обладала большим талантом пантомимич. актрисы и импровизатора. Традиционный балетный костюм Д. заменила лёгкой греч. туникой, танцевала без обуви. Отсюда возникло назв. "танец босоножек". Пластика Д. состояла из элементов ходьбы, бега на полупальцах, лёгких прыжков, выразительных жестов. В нач. 20 в. танцовщица пользовалась большой популярностью. Иск-во Д. оказывало повышенное эмоциональное воздействие на зрителей. Первые выступления состоялись в Будапеште (1903) и Берлине (1904). В России она выступила в 1904, затем приезжала неоднократно (190513), делала попытки организовать танц. школу при МХТ, императорских т-рах. Основанные Д. школы в Германии (1904), Франции (1912), США (1915) существовали недолго. После Великой Октябрьской революции Д. была одной из первых среди зарубежных артистов, приветствовавших Сов. гос-во. В 1921 приехала в Москву; 7 ноября 1921 выступала на торжеств. вечере в Большом т-ре (с первыми обученными ею детьми) в присутствии В. И. Ленина. В её репертуар входили "Марсельеза", "Интернационал", она пост. танцы на муз. революц. песен, посвятила танец "Варшавянка" жертвам событий 1905. В 1922 вышла замуж за С. А. Есенина, приняла сов. гражданство (организовала студию). В 1924 уехала из СССравни После её отъезда студией руководила приёмная дочь Ирма Д. (студия существовала до 1949). Иск-во Д. оказало влияние на совр. хореографич. иск-во, вт. ч. на творчество русских балетмейстеров М. М. Фокина, A. A. Горского, К. Я. Голейзовского.
Соч.: The dance, N. Y., 1909; в рус. пер. Танец будущего, М., 1907; Моя жизнь, М., 1930.Лит.: Светлов В., Терпсихора, СПБ, 1906, с. 16779; Левинсон Α., Старый и новый балет. П., 1917, с. 4760; Шнейдер И., Встречи с Есениным. Воспоминания, М., 1965; Isadora Duncan, ed. by P. Magriel, N. Y., [1947], (c. 7378); Seroff V., The real Isadora. A bibliography, N. Y., 1971; Roslavleva N., Prechistenka 20: the Isadora Duncan school in Moscow, "Dance perspectives", 1975, № 64, v. 16.
Н. П. Рославлева.
А. Дункан
А. Дункан
Балет. Энциклопеди. - М.: Большая Советская энциклопедия. Главный редактор Ю.Н.Григорович. 1981.