- Иванов Л. И.
- ИВÁНОВ Лев Иванович [18.2(2.3).1834 11(24).12.1901, Петербург], рус. артист, балетмейстер. В 1844 поступил в Петерб. театр. уч-ще, занимался классич. танцем у А. И. Пименова, П. Фредерика (Малаверня), Э. Гредлю, Ж. Петипа-отца. В 1852 окончил уч-ще и был зачислен в петерб. балетную труппу. Выступал партнёром Е. И. Андреяновой и Т. П. Смирновой. В 1869, после отъезда из Петербурга А. Сен-Леона и назначения М. И. Петипа балетмейстером петерб. труппы, И. занял положение первого танцовщика, но вскоре уступил первенство П. А. Гердту. Последний раз выступил на сцене в 1893. Среди партий: Феб и Клод Фролло; Валентин ("Фауст" Пуньи), Солор, Колен, Конрад и другие. Талантливый танцовщик, выразит. мимич. актёр, И. отличался скромностью и часто уступал выигрышные партии другим. С 1858 И. преподавал в младших классах Петерб. театр. уч-ща: у него начинали учиться Е. О. Вазем, М. Н. Горшенкова, Е. П. Соколова, К. M. Куличевская, М. Ф. Кшесинская, О. И. Преображенская, А. Я. Ваганова и другие.
В 1882 И. был назначен режиссёром петерб. балетной труппы, возобновлял старые спектакли и ставил танцы в операх. С 1885 второй балетмейстер т-ра. С этого времени началась его самостоят. работа балетмейстера. Одарённый музыкант, И. придавал музыке большое значение. Музыка для И. была источником хореографич. образности.
В 1887 И. пост. в традициях романтич. балета "Очарованный лес" Дриго и (совм. с Петипа) "Гарлемский тюльпан" Шеля, в к-рых сочетал мотивы фантастики и фольклора. В Красном Селе (под Петербургом) он показал балеты "Севильская красавица" (муз. сборная, 1888), "Шалость амура" и "Праздник лодочников" Фридмана (1890, 1891) ("Шалость амура" перешла затем на сцену Мариинского т-ра). В 1890 пост. половецкие пляски для премьеры оперы Бородина "Князь Игорь", а в 1892славянские танцы для 1-го и 2-го актов оперы-балета "Млада" Римского-Корсакова. В 1892 И. пост. "Щелкунчик", где самобытно воплотил в танце поэзию зимней природы, увиденной глазами ребёнка (танец снежных хлопьев). Музыкально-симфонич. развитие действия определяло разработку действия танцевального, тонкую "инструментовку" кордебалетного танца. В 1922 спектакль был поставлен в др. редакции, и с тех пор хореография И. утрачена. Однако историч. значение этой постановки, её воздействие на балетный т-р своего времени исключительно велико. Поставив затем "Волшебную флейту" Дриго и 2-й акт (бал) в "Золушке" Шеля (1893), И. вновь обратился к музыке Чайковского. В 1894 в Мариинском т-ре на концерте памяти Чайковского впервые исполнялся 2-й акт "Лебединого озера" в пост. И. В 1895 И. пост. последний акт балета (1-й и 3-й акты пост. М. И. Петипа). Продолжая романтич. традиции рус. хореографии 19 в., лебединые сцены одновременно пролагали пути в будущее. И. симфонически разработал ансамбли лебедей во взаимодействии с лирико-трагедийным характером героини заколдованной царевны Одетты. Совершенство хореографич. форм органично вытекало из поэтич. содержания образов. Балетная сказка была поднята до философских раздумий об участи прекрасного в условиях мрачной современности.
В спектаклях "Ацис и Галатея" Кадлеца (1896), "Дочь Микадо" Врангеля (1897) слабая музыка не позволила И. углубить опыты симфонизации танца. Он успешно их продолжил во 2-й рапсодии Листа, впервые исполненной в 1900 как вставной номер в балете "Конёк-Горбунок". Смерть не дала И. завершить постановку "Сильвии" Делиба, её закончил П. А. Гердт. Задуманную И. постановку "Египетских ночей" Аренского осуществил М. М. Фокин. Б. В. Асафьев назвал И. "душой русского балета".
Соч.: Автобиография. (Мои маленькие воспоминания), "Петербургская газета", 1901, 13 дек., с. 5.Лит.: Асафьев Б. В., Избр. труды, т. 2, М., 1954; Волынский А., "Маляр негодный", "Жизнь искусства", 1923, № 7, с. 45; Слонимский Ю., Мастера балета, [Л.], 1937, с. 16999; его же, П. И. Чайковский и балетный театр его времени, М., 1956; Красовская В., Русский балетный театр второй половины XIX века, Л.М., 1963.
В. М. Красовская.
Балет. Энциклопеди. - М.: Большая Советская энциклопедия. Главный редактор Ю.Н.Григорович. 1981.