- Испанский танец и балет
- ИСПÁНСКИЙ ТÁНЕЦ И БАЛÉТ. В Испании до 20 в. сохранились танцевальные формы, к-рые встречались ещё в эпоху эллинизма. Танцовщицы из Кадиса ("гадитанские девы") славились в Др. Риме. Танец был любимым развлечением как в народе, так и при дворе, он входил во все театр. представления. В Сравни века возникла мореска (музыкально-танц. сценка), к-рая с кон. 15 в. распространилась в Европе. Танцы вводились в постановки пьес Лопе де Beгa, П. Кальдерона и другие. В 17 в. сформировались представления с танцами: лирич. сарсуэлы, комедийные тонадильи. На протяжении веков шло развитие исп. танца, возникали новые формы: в 18 в. болеро, в 19 в. танго. Наиболее обширную группу составляют нар. танцы разл. провинций. Среди них сольные, парные, групповые, круговые, к-рые исчисляются сотнями, имеют каждый своё муз. сопровождение (гитара, мандолина, кастаньеты, тамбурин, флейта, свирель и другие.>.). Чрезвычайно богата танцами Андалусия, с к-рой генетически связан наиболее распространённый танец фанданго, там же распространены гуэнья, ронденья, гранадана и другие. Известны хота из Арагона и хота из Валенсии парные танцы острого ритма, сопровождающиеся пением, игрой на гитаре, или танцы фламенко, бытующие у цыган на юге Испании. В них применяются сложные и разнообразные выстукивания при чередовании ударов каблуков и носков. В танцах фламенко одно из осн. выразительных средств руки танцовщика. Наибольшего расцвета исп. танцы достигли в нач. 19 в. Стали открываться школы, в 1807 была создана Академия театр. танца, появились трактаты, учебники. Несмотря на богатство и разнообразие танц. фольклора, до нач. 20 в. исп. танцовщики не сумели приобщить эти элементы к европ. балетному т-ру. Танцовщица Архентина (А. Мерсе) первая стала сочетать формы классич. и нар. исп. танца. В 1928 она создала группу, в программе к-рой были нар. танцы и одноактные балеты в её постановке ("Любовь-волшебница", 1928, и др.). Среди исполнителей П. Империо и В. Эскудеро. Успешное выступление труппы в Париже стимулировало исп. композиторов писать музыку для балета ("Контрабандисты" Эспла, 1934, "Хуэрга" Баутисты, "Ла Ромерия де лос Корнудос" Пирталуга, "Коррида де ферия" Бакрассы). Балетное иск-во становилось популярным в Испании. Архентина пост. также "Испанское каприччио" на муз. Римского-Корсакова и "Болеро". Танцовщица П. Лопес продолжила деятельность Архентины, создав спектакль "Консерто де Аранхуэс" Родриго. Среди др. хореографов и танцовщиков Мариемма, X. Греко, X. Магринья, X. Удаэта, X. Тена и другие. В 1953 Антонио (А. Руис Солер) организовал труппу, в к-рой пост. на основе синтеза исп. и европ. классич. танцев "Гвадалквивир" на муз. Руиса (по произв. Ф. Гарсии Лорки), сюиту "Арагонская хота" на муз. де Фалья, "Гойески" на муз. Гранадоса, "Треуголка", "Любовь-волшебница", в 1966 ревю "Таверна быков" (в 1966 труппа гастролировала в СССР). В 70-е гг. Антонио ставил хореографич. сюиты, основанные на кастильских, арагонских, галисийских, валенсианских и, конечно, андалусских ритмах, на муз. Альбениса, Гранадоса, X. Турины, А. Солера. Среди др. его пост. "Эльсеговиано эскиво" М. Сальвадора, "Испанская рапсодия" Альбениса Альфтера, "Хугандо аль торо" Альфтера.
Исп. танец отличается исключит. ритмич. богатством, эмоциональностью, разнообразием форм. Этим объясняется его широкое распространение. Мн. исп. танцовщики и целые труппы выезжали за пределы страны, нек-рые были и в России. Переработанные в манере классич. балета исп. танцы вводились в балеты А. Сен-Леона, М. И. Петипа. В 20 в. в спектаклях М. М. Фокина, отчасти A. A. Горского исп. танцы более этнографичны. Совр. балетмейстеры приближают их к народным. В т-рах стали появляться балеты, построенные исключительно на исп. танцах: "Арагонская хота" балетм. Фокина (1916), "Треуголка" балетм. Л. Ф. Мясина (1919), многочисл. пост. балетов на музыку "Испанского каприччио", "Болеро" и другие.
Лит.: Александрова В., Испанские народные танцы, Л.. 1959; Levinson Б., La Argentina. Essai sur la danse espagnole, P., 1928; La Meri (Hughes R. M.), Spanish dancing, N. Y., [1948]; Brunelleschi E., Antonio and Spanish dancing, L., [1958].
Арагонская хота
Фламенко
"Гвадалквивир". Труппа Антонио
Арагонская хота
Фламенко
"Гвадалквивир". Труппа Антонио
Балет. Энциклопеди. - М.: Большая Советская энциклопедия. Главный редактор Ю.Н.Григорович. 1981.