Испанский танец и балет

Испанский танец и балет
ИСПÁНСКИЙ ТÁНЕЦ И БАЛÉТ. В Испании до 20 в. сохранились танцевальные формы, к-рые встречались ещё в эпоху эллинизма. Танцовщицы из Кадиса ("гадитанские девы") славились в Др. Риме. Танец был любимым развлечением как в народе, так и при дворе, он входил во все театр. представления. В Сравни века возникла мореска (музыкально-танц. сценка), к-рая с кон. 15 в. распространилась в Европе. Танцы вводились в постановки пьес Лопе де Beгa, П. Кальдерона и другие. В 17 в. сформировались представления с танцами: лирич. сарсуэлы, комедийные тонадильи. На протяжении веков шло развитие исп. танца, возникали новые формы: в 18 в. – болеро, в 19 в. – танго. Наиболее обширную группу составляют нар. танцы разл. провинций. Среди них сольные, парные, групповые, круговые, к-рые исчисляются сотнями, имеют каждый своё муз. сопровождение (гитара, мандолина, кастаньеты, тамбурин, флейта, свирель и другие.>.). Чрезвычайно богата танцами Андалусия, с к-рой генетически связан наиболее распространённый танец фанданго, там же распространены гуэнья, ронденья, гранадана и другие. Известны хота из Арагона и хота из Валенсии – парные танцы острого ритма, сопровождающиеся пением, игрой на гитаре, или танцы фламенко, бытующие у цыган на юге Испании. В них применяются сложные и разнообразные выстукивания при чередовании ударов каблуков и носков. В танцах фламенко одно из осн. выразительных средств – руки танцовщика. Наибольшего расцвета исп. танцы достигли в нач. 19 в. Стали открываться школы, в 1807 была создана Академия театр. танца, появились трактаты, учебники. Несмотря на богатство и разнообразие танц. фольклора, до нач. 20 в. исп. танцовщики не сумели приобщить эти элементы к европ. балетному т-ру. Танцовщица Архентина (А. Мерсе) первая стала сочетать формы классич. и нар. исп. танца. В 1928 она создала группу, в программе к-рой были нар. танцы и одноактные балеты в её постановке ("Любовь-волшебница", 1928, и др.). Среди исполнителей – П. Империо и В. Эскудеро. Успешное выступление труппы в Париже стимулировало исп. композиторов писать музыку для балета ("Контрабандисты" Эспла, 1934, "Хуэрга" Баутисты, "Ла Ромерия де лос Корнудос" Пирталуга, "Коррида де ферия" Бакрассы). Балетное иск-во становилось популярным в Испании. Архентина пост. также "Испанское каприччио" на муз. Римского-Корсакова и "Болеро". Танцовщица П. Лопес продолжила деятельность Архентины, создав спектакль "Консерто де Аранхуэс" Родриго. Среди др. хореографов и танцовщиков – Мариемма, X. Греко, X. Магринья, X. Удаэта, X. Тена и другие. В 1953 Антонио (А. Руис Солер) организовал труппу, в к-рой пост. на основе синтеза исп. и европ. классич. танцев "Гвадалквивир" на муз. Руиса (по произв. Ф. Гарсии Лорки), сюиту "Арагонская хота" на муз. де Фалья, "Гойески" на муз. Гранадоса, "Треуголка", "Любовь-волшебница", в 1966 – ревю "Таверна быков" (в 1966 труппа гастролировала в СССР). В 70-е гг. Антонио ставил хореографич. сюиты, основанные на кастильских, арагонских, галисийских, валенсианских и, конечно, андалусских ритмах, на муз. Альбениса, Гранадоса, X. Турины, А. Солера. Среди др. его пост. – "Эльсеговиано эскиво" М. Сальвадора, "Испанская рапсодия" Альбениса – Альфтера, "Хугандо аль торо" Альфтера.

Исп. танец отличается исключит. ритмич. богатством, эмоциональностью, разнообразием форм. Этим объясняется его широкое распространение. Мн. исп. танцовщики и целые труппы выезжали за пределы страны, нек-рые были и в России. Переработанные в манере классич. балета исп. танцы вводились в балеты А. Сен-Леона, М. И. Петипа. В 20 в. в спектаклях М. М. Фокина, отчасти A. A. Горского исп. танцы более этнографичны. Совр. балетмейстеры приближают их к народным. В т-рах стали появляться балеты, построенные исключительно на исп. танцах: "Арагонская хота" балетм. Фокина (1916), "Треуголка" балетм. Л. Ф. Мясина (1919), многочисл. пост. балетов на музыку "Испанского каприччио", "Болеро" и другие.


Лит.: Александрова В., Испанские народные танцы, Л.. 1959; Levinson Б., La Argentina. Essai sur la danse espagnole, P., 1928; La Meri (Hughes R. M.), Spanish dancing, N. Y., [1948]; Brunelleschi E., Antonio and Spanish dancing, L., [1958].


Арагонская хота
Фламенко
"Гвадалквивир". Труппа Антонио


Арагонская хота


Фламенко


"Гвадалквивир". Труппа Антонио


Балет. Энциклопеди. - М.: Большая Советская энциклопедия. . 1981.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "Испанский танец и балет" в других словарях:

  • ТАНЕЦ — ритмичные, выразительные телодвижения, обычно выстраиваемые в определенную композицию и исполняемые с музыкальным сопровождением. Танец возможно, древнейшее из искусств: оно отражает восходящую к самым ранним временам потребность человека… …   Энциклопедия Кольера

  • Танец в изобразительном искусстве — ТÁНЕЦ В ИЗОБРАЗИ́ТЕЛЬНОМ ИСКУ́ССТВЕ, нашёл отражение на всех этапах своего историч. развития почти у всех народов. Древнейшие изображения танца в его синкретической стадии, ещё неразрывно связанного с магич. ритуалами, можно встретить в… …   Балет. Энциклопедия

  • БАЛЕТ — Раскроем томик Пушкина: Театр уж полон; ложи блещут; Партер и кресла все кипит; В райке нетерпеливо плещут, И, взвившись, занавес шумит. Блистательна, полувоздушна, Смычку волшебному послушна, Толпою нимф окружена, Стоит Истомина; она, Одной… …   Музыкальный словарь

  • Дон Кихот (балет) — У этого термина существуют и другие значения, см. Дон Кихот (значения). Дон Кихот Don Quixote Композитор Людвиг Минкус Э.Направник, А.Симон, Желобинский …   Википедия

  • Голейзовский — Голейзовский, Касьян Ярославович Касьян Голейзовский Имя при рождении: Касьян Ярославович Голейзовский Дата рождения …   Википедия

  • Испания — (Espana)         официальное название Испанское Государство (Estado Espanol).                   I. Общие сведения          И. государство на крайнем Ю. З. Европы. Занимает 5/6 Пиренейского полуострова, Балеарские и Питиусские острова в… …   Большая советская энциклопедия

  • СССР. Литература и искусство —         Литература          Многонациональная советская литература представляет собой качественно новый этап развития литературы. Как определённое художественное целое, объединённое единой социально идеологической направленностью, общностью… …   Большая советская энциклопедия

  • Голейзовский, Касьян Ярославич — Касьян Голейзовский Имя при рождении: Касьян Ярославич Голейзовский …   Википедия

  • Список произведений Евгения Глебова — Здесь приведен список основых сочинений белорусского композитора Евгения Александровича Глебова. Содержание 1 Основные сочинения 1.1 Оперы 1.2 Оперетты …   Википедия

  • Список хореографических номеров Касьяна Голейзовского — Концертные номера по году выпуска Основная статья: Голейзовский, Касьян Ярославич см. также: Балеты Голейзовского 1915 год Интимный театр, Москва «Элегия» (В.Калинникова) «Запорожский казачок» (С.Гулак Артемовского) 1916 год Интимный театр,… …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»