Йосс К.


Йосс К.
ЙОСС (Jooss) Курт (р. 12.1.1901, Вассеральфинген – 29.5.1979, Хейльбронн), нем. артист, балетмейстер и педагог (ФРГ). В 1919–21 учился в Высшей муз. школе в Штутгарте, затем работал с балетм. Р. Лабаном в т-рах Мангейма и Гамбурга. В 1924– 25 балетм. гос. т-ра в Мюнстере. Здесь совм. с балериной А. Симола, композитором Ф. Коэном, артистом и балетм. З. Ледером и художником X. Хекрогом организовал труппу "Нойе танцбюне", ставил балетные номера в экспрессионистской манере: "Персидская сказка" Веллеса (1924), "Демон" Хиндемита (1925) и др. Изучал классич. танец в Вене и Париже. В 1927 руководил отделением танца "Фолькванг-шуле" в Эссене, преобразованной в 1928 в "Фолькванг танцтеатер". В 1930–33 работал как балетмейстер в Эссенском муниципальном т-ре. Пост.: "Демон" Хиндемита, "Король Дроздобород" на муз. Моцарта (1929), "Комната № 13" Коэна, "Павана" на муз. Равеля (оба – 1929), "Петрушка"; "Бал" Риети, "Половецкие пляски" (все – 1930), "Коппелия", "Блудный сын" (оба – 1931), "Пульчинелла". (1932).

Творчество Й. было направлено на создание танц. драмы нового типа. Одним из первых он осознал необходимость синтеза танца модерн с техникой классич. танца и небалетной пантомимы. Его теоретич. воззрения получили детальную разработку в системе "эукинетика". Новаторство Й. проявилось и в обращении к совершенно новым для балетного т-ра темам. Его "Зелёный стол" на муз. Ф. Коэна – первый балет с ярко выраженной политич. и антимилитаристской направленностью получил 1-ю пр. на Междунар. конкурсе хореографов в Париже (1932) и до сих пор сохраняется в репертуаре нем. и др. т-ров. В 1933 Й. эмигрировал вместе со своей труппой, получившей назв. "Балле Йосс", в Англию и обосновался в Дарлингтоне, где открыл собств. школу. С труппой гастролировал в Америке и Зап. Европе. Успехом пользовались балеты: "Семь героев" на муз. Перселла – Коэна, "Блудный сын" Коэна (оба – 1933), "Сегодня вечером Иоганн Штраус" (1935); "Компания на постоялом дворе" на муз. Бетховена – Кука (1943), "Пандора" Герхарда (1974) и др. В 1947 труппа Й. распалась, он работал в Чили, в 1949–68 вновь руководил отделением танца в школе "Фолькванг-шуле" и труппой "Фолькванг-балет". Ставил балеты в Дюссельдорфе, Стокгольме, для фестивалей в Шветцингене и Зальцбурге. Творчество Й., крупнейшего представителя экспрессионизма в танце, оказало большое влияние на развитие хореографического искусства многих стран.


Э. Реблинг.


"Зеленый стол". Балетм. К. Йосс


"Зеленый стол". Балетм. К. Йосс


Балет. Энциклопеди. - М.: Большая Советская энциклопедия. . 1981.

Смотреть что такое "Йосс К." в других словарях:

  • Йосс, Курт — (Jooss, Kurt) (12.01.1901, Вассеральфинген, Вюртемберг 22.05.1979, Хейльбронн)    немецкий танцовщик, балетмейстер и педагог. Сын владельца крупной фермы и пивоварни. В 1919 поступил в Штутгартскую консерваторию (Высшую музыкальную школу), где… …   Энциклопедический словарь экспрессионизма

  • Немецкий балет — НЕМÉЦКИЙ БАЛÉТ. С нач. 17 в. при княжеских и герцогских дворах устраивались пышные танц. празднества (по образцу итал. и франц.). В Штутгарте были показаны Балет верных рыцарей и Балет Эринии (1609), гротесковый Балет лягушек (1618). В Дрездене… …   Балет. Энциклопедия

  • Танец модерн — Танец джаз модерн одно из направлений современной зарубежной хореографии, зародившееся в кон. XIX начало. XX вв. в США и Германии. Термин «Танец модерн» появился в США для обозначения сценической хореографии, отвергающей традиционные балетные… …   Википедия

  • Германия на летних Олимпийских играх 2008 — Для улучшения этой статьи желательно?: Исправить статью согласно стилистическим правилам Википедии. Викифицировать статью …   Википедия

  • Танцевальное (балетное) искусство и экспрессионизм —    Экспрессионистские тенденции в балетном искусстве возникают в середине 1910 х на основе изучения различных модификаций так называемого “свободного танца”, или “танца модерн” (антреприза С.Дягилева в Париже, школа А.Дункан). Эти тенденции были… …   Энциклопедический словарь экспрессионизма

  • "Зелёный стол" — ( Der Grüne Tisch ), одноактный балет в 8 картинах. Комп. Ф. Коэн, сцен. и балетм. К. Йосс. 3.7.1932, Балет Йосса, Т р Елисейских полей, Париж, худ. X. Хекрот; Смерть – Йосс, Женщина – Э. Каль, Знаменосец – Э. Утхофф. Пост. также:… …   Балет. Энциклопедия

  • Стравинский И. Ф. — СТРАВИ́НСКИЙ Игорь Фёдорович [5(17).6.1882, Ораниенбаум, ныне г. Ломоносов, – 6.4.1971, Нью Йорк, похоронен в Венеции], рус. композитор. Родился в семье певца Мариинского т ра Фёдора Игнатьевича С. Муз. образование получил под рук. H. A.… …   Балет. Энциклопедия

  • Танец модерн — ТÁНЕЦ МОДÉРН, одно из направлений современной зарубежной хореографии, зародившееся в кон. 19 – нач. 20 вв. в США и Германии. Термин Т. м. появился в США для обозначения сценич. хореографии, отвергающей традиционные балетные формы. Войдя в… …   Балет. Энциклопедия

  • Штраус И. — ШТРÁУС (Strauss) Иоганн (сын) (25.10.1825, Вена, – 3.6.1899, там же), австр. композитор и дирижёр. Творчество Ш. ознаменовало вершину расцвета т. н. классич. венского вальса; танц. ритмами пронизана музыка мн. оперетт Ш. Его единственный… …   Балет. Энциклопедия

  • Германия — (лат. Germania, от Германцы, нем. Deutschland, буквально страна немцев, от Deutsche немец и Land страна)         государство в Европе (со столицей в г. Берлин), существовавшее до конца второй мировой войны 1939 45.          I. Исторический очерк …   Большая советская энциклопедия