- Натурализм
- НАТУРАЛИ́ЗМ (франц. naturalisme, от лат. naturalis природный, естественный), 1) сведение иск-ва к изображению внешней стороны действительности без проникновения в её сущность. В балете выражается в поверхностном следовании действия за сюжетной стороной событий без глубокого проникновения в характеры и другие.матич. конфликты, а также в преобладании внешнего правдоподобия в хореографич. лексике. Н. имеет своим следствием обеднение танц. языка, отказ от развитых (в частности, ансамблевых) танц. форм, господство пантомимы над танцем (вообще изображения над выражением), построение спектакля по принципу чередования пантомимы и дивертисмента (при недостатке действенного танца), стремление к сюжетно-бытовому оправданию любого танца (бытовые танцы по ходу действия вместо выражения действия в танце) и др. Тенденции Н. были свойственны отдельным сов. спектаклям 193050-х гг. ("Утраченные иллюзии" Асафьева, балетм. Р. В. Захаров, "Сказ о Каменном цветке" Прокофьева, балетм. Л. М. Лавровский, "Родные поля" Червинского, балетм. А. Л. Андреев).
2) Конкретно-историч. направление в лит-ре последней четв. 19 нач. 20 вв., провозгласившее основой своей творч. программы принцип документальной описательности, подменявшее социальную сущность человека биологической. В балете того времени Н. не имел проявления, однако черты его в этом смысле свойственны тем произв. упадочной бурж. хореографии 20 в., где человек изображается как низменное существо, культивируются биологич. инстинкты и другие.
Лит.: Карп П., О балете, М., 1967; Красовская В., Статьи о балете, Л., 1967; Слонимский Ю., В честь танца, М., 1968; Ванслов В., Балеты Григоровича и проблемы хореографии, 2 изд., М., 1971; его же, Статьи о балете, Л., 1980.В. В. Ванслов.
Балет. Энциклопеди. - М.: Большая Советская энциклопедия. Главный редактор Ю.Н.Григорович. 1981.