- Танец
- ТÁНЕЦ (польск. taniec, от нем. Tanz), вид иск-ва, в к-ром средством создания художест. образа являются движения и положения человеческого тела. Т. возник из разнообразных движений и жестов, связанных с трудовыми процессами и эмоциональными впечатлениями от окружающего мира. Движения постепенно изменялись, подвергались художеств. обобщению, в результате чего сформировалось иск-во Т., одно из древнейших проявлений нар. творчества. Первоначально связанный со словом и песней, Т. постепенно приобрёл значение самостоят. иск-ва. У каждого народа сложились свои танц. традиции, хореографич. язык и пластич. выразительность, свои приёмы соотношения движения с музыкой. На этой основе стали формироваться бальный танец и проф. сценический танец. В проф. иск-ве Т. достиг высокой степени развития и подвергся науч. систематизации. Сложились разл. танц. системы: европ. классический танец, танц. системы стран Азии и Африки (см. Классический танец народов Востока). Т. как один из видов иск-ва служит средством идейно-эмоционального воздействия. Совершенство танц. образов определяется их содержанием и формой. Иск-во Т. раскрывает духовный мир человека. Осн. выразит. средства Т.: гармонич. движения и позы, пластич. выразительность и мимика, динамика, темп и ритм движения, пространственный рисунок, композиция. Т. обогащается и конкретизируется костюмом, театр. реквизитом. В балете Т. обогащается выразит. средствами драматургии, что придаёт ему особую силу воздействия. Применительно к европ. сценич. Т. установлены следующие положения: Т. организован в пространстве и времени. Гл. элемент, составляющий основу Т., телоположение (в классич. танце позиции, позы). Переход из одного телоположения в другое, их смена образуют движение. Простейшая форма танц. движения темп; в свою очередь темп складывается в pas, к-рые образуют разл. танц. сочетания. Организация Т. во времени подчинена законам определённой муз. системы. Т. измеряется теми же длительностями, что и музыка.
Развитие европ. Т. это длительный и сложный процесс. Большое влияние на формирование европ. танц. культуры имело танц. иск-во Др. Востока и античности. Видное место отводилось Т. в религиозных празднествах Ассирии, Египта и другие., о чём свидетельствуют произв. письменности, скульптуры, живописи. В Др. Греции Т. занимал значит. место в жизни народа, являясь не только частью культа (медленные торжеств. танцы в честь Аполлона, экстатические вакхические пляски, посвященные Вакху, и др.), но и средством воспитания ("пиррические" военные атлетические Т. спартанских юношей, способствовавшие гармонич. развитию тела). Т. был разработан и систематизирован, он являлся обязательной частью представлений греч. антич. комедий и трагедий. В эпоху эллинизма (42 вв. до н. э.) появились танцовщики-пантомимисты. В Др. Риме (21 вв. до н. э.) происходило освоение эллинистич. Т., к-рый позднее во 25 вв. получил развитие в пантомиме. В годы средневековья Т. подвергался гонениям со стороны духовенства, но развитие его продолжалось. Ранние формы сценич. Т. исполняли жонглёры, шпильманы, скоморохи. Дальнейшая театрализация Т. в европ. странах связана с нар. и придворными празднествами (в Великобритании маммингс и дисгайзингс "ряжения", в Италии маскарады при дворах и другие.). В 1516 вв. исполнялись сюжетные танц. сцены морески, в сер. 16 нач. 17 вв. т. н. балло-фигурато (фигурные, изобразительные Т.). Создавались трактаты и учебники Т.
В нач. 17 в. с появлением балетных спектаклей иск-во Т. стало обогащаться новой техникой. Франц. Академия танца (осн. 1661) выработала танц. систему, получившую впоследствии назв. классич. танца. В результате реформы муз. театра (оперная реформа К. В. Глюка) появилась новая структурная форма балетного спектакля, к-рая помогла балету выделиться в самостоят. вид иск-ва. В эпоху Просвещения углублялось эмоционально-драматич. содержание Т. В балетах Ж. Ж. Новера, Ф. Хильфердинга, Г. Анджолини Т. был связан с пантомимой, что породило форму действенного Т. pas d’action. Эта форма получила дальнейшее развитие в романтич. балете (нач. 19 в.), где происходило обогащение техники классич. Т., возникали новые выразит. приёмы (женский Т. на пальцах, прыжковая техника), создававшие ощущение лёгкости, полёта. На протяжении 2-й пол. 19 в. разрабатывался новый виртуозный танц. стиль, пальцевая техника становилась средством создания бравурного Т., насыщенного эффектными трюками. Этому способствовало появление спец. обуви, дающей возможность танцовщице стоять, передвигаться и стремительно вращаться на пальцах. В последней четв. 19 в. сценич. Т. обогатили композиторы-симфонисты, возникла тенденция к симфонизации танца (см. Симфонический танец). Это находило выражение в отдельных сценах, поставленных балетм. М. И. Петипа и Л. И. Ивановым. В нач. 20 в. происходит дальнейшее обогащение сценич. Т. Ещё в 19 в. наряду с классич. Т. значительное место занял характерный танец. В дальнейшем интерес к нар. Т. усилился, его использовали в пост. М. М. Фокин, Л. Ф. Мясин, К. Я. Голейзовский, Ф. В. Лопухов. В то же время происходил процесс создания новых форм, разрушались традиционные структурные каноны сценич. T. (pas de deux, pas de trois, grand pas и др.). К нач. 20 в. возникло новое направление, условно именуемое танец модерн (свободный, пластич. или ритмопластич. Т.), истоками связанное с учением Ф. Дельсарта и системой Э. Жака-Далькроза. На формирование Т. модерн оказало также влияние иск-во А. Дункан. В 4060-е гг. в странах Европы и США наблюдался процесс взаимодействия и взаимообогащения Т. модерн и классического. Развивается и эстрадный танец, для к-рого характерно стремление исполнителя и постановщиков к виртуозности, лаконизму выразит. средств, остроте исполнения. В СССР иск-во Т. получило широкое развитие, создана сеть проф. и самодеятельных художеств. коллективов. У народов, не имевших в прошлом развитой танц. культуры или утративших её (туркмены, казахи, киргизы), созданы свои нац. Т. Сов. балетмейстеры используют классич. Т. как наиболее совершенную танц. систему. На основе рус. балетной школы развивается самобытный балет в нац. республиках. В хореографич. уч-щах СССР принята единая система преподавания. Созданы учебники и пособия по классич., характерному, бальному Т.
Лит.: Худеков С., История танцев, ч. 14, СПБ, 191318; Лукиан, О пляске, Собр. соч., т. 2, М. Л., 1935; Лопухов Α., Ширяев Α., Бочаров Α., Основы характерного танца, Л. М., 1939; Ваганова Α., Основы классического танца, 4 изд., Л. М., 1963; Ивановский Н., Бальный танец XVIXIX вв., Л. М., 1948; Васильева-Рождественская М., Историко-бытовой танец, М., 1963 (Смотри также лит. при ст. Балет).
В. А. Варковицкий.
Балет. Энциклопеди. - М.: Большая Советская энциклопедия. Главный редактор Ю.Н.Григорович. 1981.