- Кубинский балет
- КУБИ́НСКИЙ БАЛÉТ. О танц. формах коренных жителей Кубы индейцев имеются лишь свидетельства летописцев конкисты. В хрониках описываются ареито коллективные действа, сочетающие музыку, пение и танец-пантомиму. Известно также о существовании у индейцев коллективных и индивидуальных песен и танцев (военных, охотничьих, трудовых и другие.>.). Однако в результате геноцида индейские танцы не вошли в фольклор Кубы. Его питали корни завезённых культур: испанской и африканской. Испанцы принесли на остров обычаи и европ. культуру 16 в. Среди завоевателей были музыканты, создавшие школы танцев. С ввозом на Кубу негров-рабов (ок. 151320) начал распространяться афр. танц. фольклор, его ритмы стали неотъемлемой частью кубинской танц.-муз. культуры. На них построен сон танец-песня, известный с 16 в. и после ряда трансформаций получивший особую популярность в 2030-х гг. 20 в.
Рождению танца как зрелища способствовали разл. рода празднества и уличные шествия: праздник тела господня, компарсы (по утверждению А. Карпентьера, компарсы были передвижным балетом) в день праздника магов, а после отмены рабства (80-е гг. 19 в.) во время карнавалов, уличные театр. представления. Сценич. танец формировался внутри муз. т-ра, пришедшего из Испании. На сцене открывшегося в 18 в. т-ра "Колисео" (Гавана) гастролировали исп. труппы, показывавшие тонадильи, сарсуэлы и сайнете (жанры исп. муз. т-ра), обильно оснащённые танц. номерами. Появились тонадильи и сайнете кубин. авторов. От их трансформации и слияния сформировался кубин. театр-буфф, на сцену к-рого проникали нар. песни и танцы контрдансы, гуарачи, криольи, а позже дансоны и румбы. В кон. 19 в. необычайный успех в Лат. Америке и Испании имела хабанера "Ты", созданная кубин. комп. Э. Санчесом де Фуэнтесом. От обычного контрданса она отличалась более медленным ритмом. При переиздании нот в Париже её назвали танго-хабанера; попав в Аргентину, она превратилась в аргентинское танго (сохраняет популярность и в нач. 80-х гг. 20 в.).
С балетным иск-вом кубинцы познакомились в 19 в. благодаря гастролёрам. Первое балетное представление на Кубе состоялось в 1800 (балетная пантомима "Дровосеки", т-р "Сирко", балетм. Андерсон). В 1803 для открытия реконструированного т-ра "Колисео" ("Принсипаль") был приглашён франц. хореограф и танцовщик Ж. Б. Франсиски с небольшой балетной труппой, к-рая пополнилась неск. кубин. артистами. Франсиски пост. за сезон 16 мелодраматич. балетов-пантомим: "Тайный брак", "Пещера разбойников Чёрного леса, или Признанный ребёнок" и другие. В 1816 труппа X. Гонсалеса показала балет "Тщетная предосторожность". В 1841 гастролировала Ф. Эльслер. В 1849 впервые был показан балет "Жизель" (гл. партии исполняли Э. и Э. Уэллс). Во 2-й пол. 19 в. в связи с возросшей популярностью театра-буфф и засильем итал. и франц. оперных трупп интерес к балету уменьшился, но к нач. 20 в. возродился. Для возникновения на Кубе классич. балета большое значение имели гастроли А. П. Павловой и её труппы (1915, 1917, 191819).
В 20-е гг. 20 в. кубин. композиторы создали музыку первых нац. балетов: А. Гарсия Катурла "Эль белорио" (не окончен), А. Рольдан "Ребамбарамба" (1928) и "Чудо в Анакилье" (1929). В 1930 в Гаване открылась первая школа, созданная под эгидой об-ва "За музыкальное искусство" ("Про арте мусикаль"), под руководством рус. танцовщика и балетм. Н. Яворского (в 1939 школу возглавил Ж. Миленофф, в 194160 Альберто Алонсо). Общество "За музыкальное искусство" ежегодно устраивало фестивали при участии учеников школы и приглашённых зарубежных артистов. На фестивалях показывались классич. балеты "Коппелия" (1935), "Лебединое озеро" (1937, фрагменты), "Жизель" (1945); балеты кубин. композиторов: "Дионе" Санчеса де Фуэнтеса (1940, первый балет, получивший сценич. воплощение), "Форма" Ардеволя (1943), "Перед рассветом" Гонсалеса (1947, первый кубинский балет на социальную тематику). Одна из первых попыток создания проф. труппы относится к 1942, когда Ф. и Алисия Алонсо в содружестве с исп. драматургом Ф. Мартинесом Альенде основали группу "Ла Сильва" (существовала недолго из-за материальных трудностей). В 1948 начала работать проф. труппа Балет Алисии Алонсо (с 1959 Кубинский Национальный балет), положившая начало развитию нац. школы балета. На пути к осуществлению этой цели кубин. балет пережил неск. этапов: 19481956 основание проф. труппы и организация при ней школы ("Академия де бальет Алисия Алонсо", 1950); освоение классич. и совр. репертуара, попытки создать нац. балеты; завоевание обществ. признания и борьба за широкого зрителя.
После революции 1959 балетный коллектив А. Алонсо и школа стали государственными. Начали развиваться разл. направления танц. иск-ва танец модерн и фольклорный танец. Были созданы: Ансамбль совр. танца Кубы (1959, ныне Кубинский ансамбль национального танца), Кубинский национальный фольклорный ансамбль (1962), Кубинский балет Камагря (1967), Экспериментальная труппа танца Гаваны (1961, организатор Альберто Алонсо), Балет кубин. ин-та радио и телевидения (1963, рук. Л. Трапага), Фольклорный ансамбль Орьенте и другие. Сложилась сеть муниципальных и провинциальных школ. В нац. школе иск-в "Кубанакан" (осн. в 1962, с 1976 как вуз) имеются 2 хореографич. отделения классич. и танца модерн (обучение 6 лет). Ведущие педагоги Ф. Алонсо, X. Банегас, X. Парес, в нач. 60-х гг. работали деятели сов. балета: В. И. Цаплин, О. Н. Крылова, М. А. Гуров, A. M. Плисецкий (в течение 10 лет). Уже в кон. 60 1-й пол. 70-х гг. были созданы нац. кадры танцовщиков, хореографов и педагогов, появился нац. репертуар и собственная нац. школа классич. балета и совр. танца. К. б. приобрёл популярность за рубежом. Алисия Алонсо поставила в парижской Опере "Жизель"; "Па-де-катр" на муз. Ч. Пуньи и "Спящую красавицу"; Альберто Алонсо "Кармен-сюиту" в Большом т-ре, "Ла Скала", "Метрополитен-опера", в Болгарской нар. опере, Венгерском оперном т-ре, в Японии, Финляндии и другие.
С 1960 в Гаване проводятся Междунар. фестивали балета. С 1973 издаётся журнал "Cuba en el ballet" (3 номера в год).
Лит.: Карпентьер Α., Музыка Кубы, пер. с исп., М., 1962; Эльяш Н., Спектакли кубинского балета, "СМ", 1961, № 2, с. 104107; "Cuba en el ballet", 1973, № 2, 3; "Куба". 1975, № 3, с. 4045; 1977, № 3, с. 1823; 1978, № 12, с. 817.H. В. Шашкова.
"Дом Бернарды Альбы" Фернандеса Барросо. Национальный балет Кубы. Балетм. И. Тенорио
"Сиканекуэ" Рамоса. Кубинский балет Камагуэя. Балетм. М. Г. Эррера
"Сиеста" на муз. Лекуоны. Национальный балет Кубы. Балетм. Альберто Алонсо
"Лебединое озеро". Национальный балет Кубы. Одетта - Алисия Алонсо, Зигфрид - Х. Эскивель
"Дом Бернарды Альбы" Фернандеса Барросо. Национальный балет Кубы. Балетм. И. Тенорио
"Сиканекуэ" Рамоса. Кубинский балет Камагуэя. Балетм. М. Г. Эррера
"Сиеста" на муз. Лекуоны. Национальный балет Кубы. Балетм. Альберто Алонсо
"Лебединое озеро". Национальный балет Кубы. Одетта - Алисия Алонсо, Зигфрид - Х. Эскивель
Балет. Энциклопеди. - М.: Большая Советская энциклопедия. Главный редактор Ю.Н.Григорович. 1981.