Кубинский национальный балет

Кубинский национальный балет
КУБИ́НСКИЙ НАЦИОНÁЛЬНЫЙ БАЛÉТ, Национальный балет Кубы (Ballet Nacional de Cuba), первая проф. кубин. труппа. Организован в 1948 под назв. Балет Алисии Алонсо (с 1955 – Балет Кубы; с 1959 – совр. назв.). Основатели – Алисия (прима-балерина), Фернандо (генеральный директор) и Альберто (худ. рук.) Алонсо. С 70-х гг. общее руководство осуществляет Алисия Алонсо.

В репертуар труппы входили: "Жизель" (1948), "Коппелия" (1948), "Тщетная предосторожность" (1952), "Лебединое озеро" (1954, впервые целиком поставлен на амер. континенте, в ред. М. Скипинг); постановки М. М. Фокина – "Сильфиды" (1948), "Петрушка" (1948), "Видение розы" (1949), "Умирающий лебедь" (1949); Дж. Баланчина – "Аполлон Мусагет" (1948); Альберто Алонсо – "Ромео и Джульетта" (1956), а также постановки на муз. кубин. композиторов – "Негритянский праздник" Рольдана (1951), "Кубинские эстампы" Лекуоны (1953), "Сон-горо косонго" Герреро (1953) и др. В труппе были гл. обр. солисты, приглашённые из др. стран: И. Юшкевич, Р. Фернандес, Ч. Диксон (США), В. Альварес (Уругвай), К. Перейра и М. Грэхем (Аргентина) и др.

Новый этап в работе труппы начался после Революции 1959. Балет стал государственным, ему было предоставлено постоянное помещение. В сер. 60-х гг. ведущее положение в коллективе занимали М. Пла, X. Мендес, Л. Араухо, А. Бош, М. Мартинес, Р. Родригес (Аргентина) и сов. танцовщик A. M. Плисецкий (работал в 1963–73).

В кон. 60-х и в 70-е гг. выдвинулись и успешно выступают – Марта и Мирта Гарсия, М. Э. Льоренте, О. Гонсалес, К. Мартинес, Р. Суарес, X. Эскивель, Л. Карреньо, А. Уильямс Дииго, Ф. Сальгадо, Ф. Хонес, П. Море и другие. Над созданием отечеств. репертуара работают балетм. А. Мендес, И. Тенорио, X. Лефебр, Г. Эррера, а также X. Парес (Пуэрто-Рико), П. Бунстер (Чили). Наряду с классикой ("Спящая красавица", 1974, балетм. Алисия Алонсо) и хореографич. произв. совр. зарубежного балетного т-ра ("Веберн. Опус № 5", балетм. М. Бежар, "На заре человечества" на муз. П. Крестона, балетм. Б. Макдо-нальд, "Этюды и прелюды" Вила Лобоса, балетм. Р. Пти, "Кровавая свадьба" де Диего, балетм. А. Гадес, 1978) всё большее место занимают оригинальные балеты, созданные на Кубе. Идут интенсивные поиски собственного выразит. языка, основой к-рого остаётся классич. школа, обогащенная фольклором, достижениями танца модерн и поисками совр. авангарда.

Среди пост.: вариации на классич. темы – "Первый концерт" на муз. Прокофьева (1971, балетм. Плисецкий), "Па-де-труа" на муз. Маури (1976, балетм. А. Мендес), "Пери" (1976, балетм. А. Мендес); на фольклорные темы – "Глухие" Бланко (1967, балетм. Альберто Алонсо, на тексты Г. Гильена и О. Уртадо), "Река и лес" Герреро (1973, балетм. А. Мендес), "Куклы" Эгю (1978, балетм. А. Мендес); эксперименты в стиле авангарда – "Бах x 11 = 4 х А" на муз. "Мессы си минор" Баха (1970, балетм. X. Парес); "Спряжение" (1970, муз. коллаж И. Гальвеса, посв. памяти Че Гевары), "Диоген в бочке" (1971, муз. коллаж Гальвеса, посв. проблемам совр. молодёжи), "Вьетнам: урок" Брауэра (1973) – все балетм. Альберто Алонсо; "Царь Эдип" (1970, муз. коллаж), "Саломея" на муз. Р. Штрауса (1975), "Йагрума" Фариньяса (1975, балет посв. освободит. борьбе на Кубе) – все балетм. X. Лефебр; "Ритмы" Рольдана (1973, балетм. И. Тенорио) – первая попытка создать произведение, соединяющее технику танца модерн с кубин. ритмами; "Генезис" Ноно (балетм. Алисия Алонсо).

На синтезе классики, совр. авангарда и фольклора созданы спектакли: "Кармен-сюита" (1967, балетм. Альберто Алонсо), "Сесилия Вальдес" на муз. Роига (1975, балетм. Г. Эррера), "Дом Бернарды Альбы" Барросы (1975, балетм. Тенорио), "Редкая птица" на муз. Генделя – Марчелло (1978, балетм. А. Мендес). Труппа часто гастролирует за рубежом (в СССР – 1960–61, 1964–1965, 1969, 1972, 1979).

В 1950 для подготовки кадров при коллективе создана балетная школа (рук. Ф. Алонсо; с 1962 – одно из отделений нац. школы иск-в "Кубанакан").


Лит.: Пожарнов В., Национальный балет Кубы, "Т", 1972, № 11, с. 177–81; Чернова Н., На путях к трагедии, там же, 1973, № 7, с. 137–42; "Cuba en el ballet", 1973; Maynard О., Alicia Alonso and Ballet nacional de Cuba, "Dance magazine", 1978, p. 50–58.


H. B. Шишкова.


"Редкая птица" на муз. Генделя - Марчелло. Национальный балет Кубы. Балетм. А. Мендес
"Царь Эдип" музыкальный коллаж. Национальный балет Кубы. Балетм. Х. Лефебр


"Редкая птица" на муз. Генделя - Марчелло. Национальный балет Кубы. Балетм. А. Мендес


"Царь Эдип" музыкальный коллаж. Национальный балет Кубы. Балетм. Х. Лефебр


Балет. Энциклопеди. - М.: Большая Советская энциклопедия. . 1981.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "Кубинский национальный балет" в других словарях:

  • Кубинский балет — КУБИ́НСКИЙ БАЛÉТ. О танц. формах коренных жителей Кубы – индейцев имеются лишь свидетельства летописцев конкисты. В хрониках описываются ареито – коллективные действа, сочетающие музыку, пение и танец пантомиму. Известно также о… …   Балет. Энциклопедия

  • Кармен-сюита — Композитор Жорж Бизе Автор либретто Альберто Алонсо Источник сюжета новелла Проспера Мериме Хореограф Альберто Ало …   Википедия

  • Куба — I Куба (Kuba)         (псевдоним; настоящие имя и фамилия Курт Бартель, Bartel) (8.6.1914, Гарнсдорф, 12.11.1967, Франкфурт на Майне), немецкий поэт и писатель (ГДР). Был членом ЦК СЕПГ (с 1954). Родился в рабочей семье. В 1933 46 жил в эмиграции …   Большая советская энциклопедия

  • Куба (государство) — Куба (Cuba), Республика Куба (República de Cuba). ═ I. Общие сведения ═ Республика Куба расположена на островах Куба (104 тыс. км2), Пинос (2,2 тыс. км2) и ещё более чем на 1600 мелких островах в Атлантического океана, Мексиканском заливе и… …   Большая советская энциклопедия

  • Куба — 1) остров в арх. Бол. Антильские о ва, Вест Индия. Колумб, открывший этот остров в 1492 г., слышал индейское название Куба, которое относилось к индейскому селению или к части сев. побережья. Будучи уверен, что открытая им земля представляет… …   Географическая энциклопедия

  • СССР. Литература и искусство —         Литература          Многонациональная советская литература представляет собой качественно новый этап развития литературы. Как определённое художественное целое, объединённое единой социально идеологической направленностью, общностью… …   Большая советская энциклопедия

  • КУБА. КУЛЬТУРА — Культура Кубы представляет собой яркий пример взаимопроникновения испанских и африканских культур. Литература. Сильное воздействие на развитие кубинской литературы оказала борьба за независимость, продолжавшаяся более ста лет. Зачинателем… …   Энциклопедия Кольера

  • Азербайджанская Советская Социалистическая Республика — (Азербайджан Совет Сосиалист Республикасы)         Азербайджан.          I. Общие сведения          Азербайджанская ССР образована 28 апреля 1920. С 12 марта 1922 по 5 декабря 1936 входила в состав Закавказской федерации (См. Закавказская… …   Большая советская энциклопедия

  • Алонсо Альберто — (Alonso) (p. 1917), кубинский артист балета и балетмейстер, педагог. Учился в школе Общества музыкального искусства в Гаване. В 1935—41 солист труппы «Балле рюс де Монте Карло»; в 1948—66 солист и балетмейстер труппы «Балет Алисии… …   Энциклопедический справочник «Латинская Америка»

  • Алонсо Фернандо — (Alonso) (p. 1914), кубинский артист балета, педагог. Учился в школе Общества музыкального искусства в Гаване, а также в США. Был солистом балета M. M. Мордкина, американской труппы «Балле караван», «Балле тиэтр». В 1948 совместно с женой Алисией …   Энциклопедический справочник «Латинская Америка»


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»