- Аштон Ф.
- ÁШТОН, Эштон (Ashton) Фредерик [р. 17.9.1904, Гуаякиль (Эквадор)], англ. артист, балетмейстер. Учился у Л. Ф. Мясина (1924) и М. Рамбер (1925). В 1928 танцовщик Труппы И. Л. Рубинштейн, в 1926 и 192835 "Балле Рамбер". С 1926 начал ставить балеты, привлёкшие внимание самостоятельностью хореографич. мышления; первая пост. "Трагедия моды" на муз. Гуссенса, в к-рой А. исполнил партию Портного. В труппе "Балле Рамбер" пост. "Сюиту каприоль" Уорлока (1930) и "Маски" Пуленка (1933). В 1931 создал для Общества Камарго пародийный балет "Фасад" (сохраняется в репертуаре мн. трупп), в 1935 перешёл в труппу "Сэдлерс-Уэллс балле", став ведущим балетмейстером и одним из её художеств. руководителей. В 1946, после перехода труппы в т-р "Ковент-Гарден", создал "Симфонические вариации" на муз. Франка образец классики англ. балетного т-ра. В 1948 пост. первый многоактный балет "Золушка", затем в 1955 "Ромео и Джульетту" для Королевского датского балета. В 196370 худ. рук. и балетмейстер Королевского балета (Лондон). Наиболее известные пост. А. комедийный балет "Тщетная предосторожность" Герольда Ланчбери (1960) и романтич. "Ундина" (1958). В течение мн. лет А. ставил балеты для М. Фонтейн, его лучшая хореография создана с учётом её индивидуальности. Наиболее интересная работа кон. 60-х гг. "Загадочные вариации" на муз. Элгара (1968). В балетах широко использовал технику классич. танца. Поставил фильмы-балеты: "Сказки Гофмана" (1950) и "Сказки Беатрис Поттер" (1971). Исполнял ведущие партии (до 1937) во многих своих постановках несмотря на то, что недостаточно владел техникой классич. танца, т. к. поздно начал учиться: Кавалер ("Сюита каприоль" Уорлока), Даго ("Фасад"), Лебедь ("Леда" на муз. Глюка), Зигфрид, фея Карабос и другие. Впоследствии создал мимич. образы в лучших традициях англ. пантомимы: одна из уродливых сестёр в "Золушке", ежиха Тигги Уинкль в фильме-балете "Сказки Беатрис Поттер".
Пост. св. 80 балетов, в т. ч. в "Сэдлерс-Уэллс балле" "Свидания" на муз. Обера (1933), "Видения" на муз. Листа Ламберта (1936), "Конькобежцы" на муз. Мейербера (1937), "Свадебный букет" Бернерса (1937), "Данте-соната" на муз. Листа (1941), "Дафнис и Хлоя" (1951), "Сильвия" (1952); "Приношение в день рождения" на муз. Глазунова (1956); в Королевском балете (Лондон), "Два голубя" Мессаже (1961), "Персефона" Стравинского (1962), "Сон" на муз. Мендельсона (1964), "Джаз календарь" Беннетта (1968), "Плач волн" Массона и "Творения Прометея" (оба 1970), "Сьеста" Уолтона, "Путешествие в Эдем" Дилиуса (оба 1972), "Месяц в деревне" (по пьесе И. С. Тургенева) на муз. Шопена Ланчбери (1976). Показан спектакль-концерт "В честь Фредерика Аштона" (1970), в программу к-рого вошли отрывки из 36 балетов А.
Лит.: Рославлева Н. П., Английский балет, М., 1959; Haskell Α., The National Ballet, a history and manifesto, L., 1943; Clark M., The Sadler's Wells Ballet, L., 1955; Denby E., Dancers, buildings and people in the streets, N. Y., [1965], p. 1322; Dominic L., Gilbert J. S., Frederick Ashton. A Choreographer and his ballets, L., 1971; Rambert M., Quicksilver, L., 1972.Н. П. Рославлева.
"Коппелия". Балетм. Ф. Аштон
"Данте-соната". Балетм. Ф. Аштон
"Коппелия". Балетм. Ф. Аштон
"Данте-соната". Балетм. Ф. Аштон
Балет. Энциклопеди. - М.: Большая Советская энциклопедия. Главный редактор Ю.Н.Григорович. 1981.