- Миллош А.
- МИ́ЛЛОШ (Milloss) Аурел (наст. фам. Миллош де Михой) (р. 12.5.1906, Уйозора, ныне Уздин, СФРЮ), итал. артист и балетмейстер. По нац. венгр. Учился у Н. Гуэрры, К. Смеральди, А. Романовского, Р. фон Лабана, В. Гзовского, О. И. Преображенской, Э. Чеккетти. В 192832 первый танцовщик Берлинской гос. оперы, танцевал и в др. т-рах Германии. В 193233 осуществил первые пост.: ""Королевский дуб" океанский корабль ее Величества" Шульгофа и "Немецкие танцы" на муз. Шуберта. Работал в Венг. оперном т-ре, где пост. "Петрушку" (1933); "Карнавал"; "Куруцкую сказку" на муз. Кодая (оба 1935). Изучал танц. фольклор, к-рый использовал в постановках С 1936 работает преим. в Италии. В 193845 гл. балетм. римской Оперы, труппа к-рой в этот период достигла значит расцвета; в 194275 в "Ла Скала" (в 194650 худ. рук.). Ставил спектакли для ежегодных муз. фестивалей в Венеции, Флоренции, Сполето, Перудже, а также в т-рах Кёльна, Вены, Рима. В 195354 работал в Рио-де-Жанейро и Сан-Паулу, где руководил созданной им. труппой Балет четырёх столетий Сан-Паулу. В 196366 и 197174 рук. балетной труппы Венской гос. оперы, с 1974 римской Оперы. М. один из ведущих и наиболее продуктивных совр. балетмейстеров. Неоднократно обращался к произв. И. Ф. Стравинского ("Аполлон Мусагет", 1941, Рим; "Игра в карты", 1948, там же; "Орфей", 1948, Венеция; ряд др. балетов на его муз.), Б. Бартока ("Чудесный мандарин", 1942, Милан; "Деревянный принц", 1951, там же; др. балеты на его муз. "Тайны", 1951, Париж, "На пороге времени", 1951, Рим; "Воспоминание неизвестного", 1959, там же; "Соната тоски", 1954, Рио-де-Жанейро; "Варварское вдохновение", 1963, Кёльн), С. С. Прокофьева ("Блудный сын", 1942, Рим; на его муз. "Estro arguto", 1957, там же). Особое место занимают балеты на муз. совр. итал. композиторов: "Дама с камелиями" (1945, Рим) и "Ричеркар" (1968, там же) оба Влада; "Безумие Роланда" (1947, Милан), "Портрет Дон Кихота" (1947, Париж), "Вдохновения" (1968, Сполето) все Петрасси; "Народные увеселения" на муз. Казеллы (1948, Рим), "Шесть танцев Деметры" Муско (1958, Палермо), "Лицо" на муз. Берио (1973, Флоренция) и др.
Не являясь новатором в области балетной лексики, М. использует пластику танца модерн и классич. танца. В своих пост. сосредоточивает внимание на драматич. выразительности ганца, тщательной отделке мизансцен, экспрессивности жеста и мимики актёра. Снимался в кино и ставил танцы в фильмах. Автор статей и исследований о танце.
Лит.: Regner O. F., Milloss und die Grosse Synthese, в кн.: Das Neue Ballettbuch, Fr./М., 1962; Testa A., Les 70 ans de Aurelio M Milloss, "Les saisons de la danse", 1976, № 89.B. M. Паппе.
"Мелос". Балетм. А. Миллош
"Мелос". Балетм. А. Миллош
Балет. Энциклопеди. - М.: Большая Советская энциклопедия. Главный редактор Ю.Н.Григорович. 1981.