- Милон Ж.
- МИЛÓН (Milon) Луи Жак [наст. фам. Жессе (Jessé)] (25.11.1765 1849, Нейисюр-Сен), франц. артист, балетмейстер и педагог. Учился в балетной школе при Академии музыки в Париже. С 1787 в труппе т-ра. После исполнения партии Бертрана в балете "Дезертир" (балетм. М. Гардель) и Ментора в балете "Телемак на острове Калипсо" (балетм. П. Гардель) получил звание первого танцовщика. Высокая техника и выдающийся мимич. дар позволили ему занять одно из ведущих мест в труппе Королевской академии музыки, но из-за специфич. физич. данных (малый рост) М. был исполнителем гл. образом характерных партий. Наибольшего успеха М. добился в балетах П. Гарделя "Ахилл на острове Скирос" (1804), "Александр у Ахиллеса" (1808) и в собств. балетах.
В 1799 дебютировал как хореограф одноактным балетом "Геро и Леандр", а также поставил для Л. Дюпора и балерины Миннет балет "Пигмалион" (т-р "Амбигю"). После премьеры этого балета на сцене Академии музыки (1800) получил звание балетмейстера. К лучшим постановкам М., предвосхитившим романтич. направление в балете, относятся: "Свадьба Гамаша" Лефевра (на сюжет эпизода из "Дон Кихота" Сервантеса, 1801), героическая пантомима "Возвращение Улисса" Персюи (1807, исполнял главную партию), "Похищение Сабинянок" Бертона (1811, исполнял роль Ромула) и, в особенности, "Нина, или Сумасшедшая от любви" (на муз. оперы Далейрака, аранжировка для балета Персюи, 1813) и "Клари, или Брачное обязательство" Крейцера (1820). Большинство сценариев М. писал сам. Кроме того, пост. ряд балетов совм. с Π. Гарделем и мн. дивертисментов. Долгие годы M. совмещал творч. деятельность с педагогической, в 17891802 входил в состав дирекции балетной школы, в 181522 преподавал там пантомимич танец. Среди мн. учеников М Э. Биготтини. В 1827 оставил сцену.
Лит.: Худеков С., История танцев. ч. 3, Π., 1915, с. 94; Geoffroy J. L. Cours de la littérature dramatique, v. 5, Ρ., 1820, p. 14148; Beaumont С., Complete book of ballets, L., 1956, p. 7Ι4.К. Г. Филонова.
Балет. Энциклопеди. - М.: Большая Советская энциклопедия. Главный редактор Ю.Н.Григорович. 1981.