- Немецкая государственная опера
- НЕМÉЦКАЯ ГОСУДÁРСТВЕННАЯ ÓПЕРА (ГДР). В 1742 в Берлине был открыт Придворный оперный т-р (арх. Г. В. Кнобельсдорф) на Унтер-ден-Линден, с этого же года существует балетная труппа. До 1918 носил назв. Королевская опера. Наибольшие достижения связаны с деятельностью балетмейстеров М. Ф. Oгe (183356) и П. Тальони (18561883). После 1-й мировой войны наблюдался нек-рый спад деятельности труппы из-за противоречий в нем. балете: противоборство между классич. танцем, отстаиваемым балетм. Г. Крёллером (191922), и экспрессивно-пластич. танцем, получившим в эти годы большое распространение. Во время 2-й мировой войны здание театра было разрушено (восстановлено в 1955, арх. Р. Паулинк). С 1945 (театр временно работал в "Адмиралпаласт") возобновилась деятельность труппы под руководством балетмейстера Т. Гзовской (194552) и Д. Шпис (195155). В 1948, впервые на нем. сцене, пост. "Ромео и Джульетта" Прокофьева, в 1949 состоялась премьера "Дон Кихота" Л. Шписа. Среди постановок: "Спящая красавица" (1949), "Золушка" (1952); "Право господина" Брунса (1953). В 195570 балетную труппу возглавляла Л. Грубер. Под её руководством пост. классич. балеты: "Коппелия" (1956), "Лебединое озеро" (1959), "Жизель" (1966), "Спящая красавица" (1967). С успехом шли сов. балеты "Гаянэ" (1955), "Ромео и Джульетта" (1963), новые нем. балеты "Новая Одиссея" Брунса (1957), "Рабы" Хоэнзе (1964), "Баллада о счастье" Швена (1967); давались также вечера балетов, состоявшие из отдельных номеров балетов Стравинского ("Петрушка" и "Весна священная"), Прокофьева ("Блудный сын"), Вейля Брехта ("Семь смертных грехов мещанина") и др. С 1972 балетную труппу т-ра возглавляет Э. Бишоф. Репертуар включает балеты классич. наследия "Жизель" (балетм. Г. Кузнецова по Коралли, Перро и Петипа), "Лебединое озеро" (балетм. Л. Грубер), "Спящая красавица" (балетм. Грубер и Т. Кремке), "Щелкунчик" (балетм. В. Вайнонен); балеты сов. композиторов "Спартак" (балетм. Л. Шереги), совр. авторов ГДР и классиков 20 века Стравинского, Бартока, Эгка,?Прокофьева, Шостаковича. Среди пост. 70-х гг. (в скобках фамилии балетмейстеров): "Чудесный мандарин" (К. Джевецкий), "Три мушкетёра" Баснера (Д. Зейферт) оба в 1974; "Коппелия" (Т. Шиллинг), "Симфония До мажор" на муз. Бизе (Дж. Баланчин) оба в 1975; "Жоан из Цариссы" Эгка (Д. Парлич), "Кармен-сюита" (А. Алонсо) оба в 1976; "Сотворение мира" Петрова (Н. Касаткина и В. Василёв), "Фортепьянный концерт" на муз. Шостаковича (Ш. Лукс), "Психограмма" Журбина (Г. Рудольф), "Запорожская сечь" на муз. Соловьёва-Седого (Т. К. Кремке), "Тембры" на муз. Щедрина (Зейферт), "Песни любви в миноре" на муз. Десятикова (Зейферт), "Как закалялась сталь" на муз. Прокофьева (Г. Кретке), все 1977; "Вальс", "Четыре темперамента" Хиндемита (оба 1978, Баланчин).
В труппе (1978): солистки М. Лубиц, У. Фишер, Р. Гирт, А. Кионтке, М. Лёйпольд, Б. Прёйс, Д. Тёпель, X. Шиле, И. Дальхау, С. Гобье, III. Шерцер; солисты Б. Драйер, П. Бергер, П. Хебенштрайт, В. Ян, Я. Хануш Шкленар, Ф. Баде, X. Курт, К. Машвиц, X. Фогельрёйтер. Труппа много гастролирует по городам ГДР, выезжает за рубеж.
"Щелкунчик". Немецкая государственная опера. Балетм. Л. Грубер
"Щелкунчик". Немецкая государственная опера. Балетм. Л. Грубер
Балет. Энциклопеди. - М.: Большая Советская энциклопедия. Главный редактор Ю.Н.Григорович. 1981.