Немецкий балет

Немецкий балет
НЕМÉЦКИЙ БАЛÉТ. С нач. 17 в. при княжеских и герцогских дворах устраивались пышные танц. празднества (по образцу итал. и франц.). В Штутгарте были показаны "Балет верных рыцарей" и "Балет Эринии" (1609), гротесковый "Балет лягушек" (1618). В Дрездене при дворе саксонского кюрфюрста ставился "Балет об Орфее и Эвридике" на муз. Шюца (хореограф Г. Мёлих). Затем пост. "Балет о Парисе и Елене" (1650), "Музыкальная опера и балет о действии семи планет" (1678). Мн. нем. князья (особенно во 2-й пол. 17 в.) приглашали франц. и итал. балетмейстеров, композиторов, танцовщиков и музыкантов, однако отдельные театры стремились развивать нац. балетное иск-во. В кон. 17 в. наряду с придворным возникает гор. бюргерский балет, берущий начало от мистерий и комедийных представлений ("Гансвурстиад"). В 1678 в Гамбурге был создан первый в Германии общедоступный постоянный оперный т-р. В оперные спектакли вставлялись разл. танцы – крестьянские, аллегорич., гротесковые (танцы чертей, зверей) и др. Особой популярностью пользовались танц. представления "Ярмарка в Гамбурге" и "Гамбургская баталия". Нем. балетные спектакли ставились также в Лейпциге, гл. обр. во время ярмарок.

В сер. 18 в. началась реформа нем. балета. В Германии работал франц. балетмейстер Ж. Ж. Новер. В 1760–67 при герцогском дворе в Штутгарте Новер пост. первые трагич. балеты "Смерть Геркулеса" (1762) и "Медея и Язон" (1763) Родольфа. Примадонной берлинского балета была итал. танцовщица Б. Кампанини. Сюжетный балет постепенно утверждался на нем. сцене. Один из наиболее значит. нем. балетов "Творения Прометея" Бетховена (сценарист и балетм. С. Вигано) впервые был пост. в Вене (1801). В последующие годы крупные нем. композиторы не обращались к балету. Однако K. M. Вебер, Дж. Мейербер, Р. Вагнер включали в свои оперы отдельные балетные номера. Высокого проф. уровня достиг балет Берлинской придворной оперы при балетм. Ф. М. Oгe и П. Тальони. Балеты ставились в Берлине, Дрездене, Мюнхене, Гамбурге, Лейпциге и другие. городах. Мн. знаменитые австр. и итал. балерины того времени (М. Тальони, Ф. Эльслер, Л. Гран, Ф. Черрито и другие.) выступали в нем. т-рах. В кон. 19 в. большая роль придавалась эффектности сценич. оформления и блестящей технике солистов.

Поиски самостоятельных путей нем. балетного иск-ва начались в 20 в. Этому способствовал расцвет экспрессивно-пластич. танца, выступления последователей амер. танцовщицы А. Дункан, к-рая в 1904 открыла в Берлине свою школу. Т. н. "выразительный танец", "пластический танец", или "новый художественный танец" (наз. иногда также "немецким художественным танцем" и танцем модерн), был доведён до совершенства балетм. Р. фон Лабаном, М. Вигман, X. Кройцбергом, Г. Палуккой и другие. Творч. искания и эксперименты Лабана, крупнейшего нем. исследователя и теоретика танца, легли в основу разл. танц. школ, получивших распространение в Германии и другие. странах. Одним из направлений нем. балета 20–30-х гг. 20 в. был экспрессионизм, важнейшими представителями к-рого были К. Йосс и М. Терпис. Большой успех имели пост. Йосса – антивоенный балет "Зелёный стол" Коэна и "Большой город" Тансмана (оба – 1932) и др. В то же время наблюдались попытки обновить балет на основе классич. традиций. Г. Крёллер – один из немногих нем. хореографов, к-рые остались в 20-х гг. верными классич. традициям.

После установления фаш. диктатуры (1933) многие крупнейшие балетные деятели покинули Германию. Йосс эмигрировал со своей труппой в Англию (создал балетную школу, гастролировал во мн. странах Европы и Америки). В 1933 Б. Брехт, композитор К. Вейль и хореограф Дж. Баланчин пост. в Т-ре Елисейских полей (Париж) балет "Семь смертных грехов мещанина". Ж. Вейдт также эмигрировал в Париж и организовал там балетную труппу. В эти годы в Германии господствовало поверхностно-развлекательное искусство, в то же время некоторые композиторы стремились к созданию гуманистических произв.: "Праздник в Дельфте" Рейтера (1937), "Жоан из Цариссы" Эгка (1940), "Любовники из Вероны" (1942) и "Путина в Штралау" (1936) Шписа. В пост. этих балетов проявлялась всё более тесная связь между классич. и экспрессивно-пластич. танцем. После разгрома фашизма во 2-й мировой войне 1939–45 и образования ФРГ и ГДР балет в этих странах развивался каждый своим путём. См. Германской Демократической Республики балет и Федеративной Республики Германии балет.


Э. Реблинг.


"Зеленый стол". Балет Курта Йосса. Балетм. К. Йосс
Сцена из балета "Влияние семи планет". Дрезден, 1678


"Зеленый стол". Балет Курта Йосса. Балетм. К. Йосс


Сцена из балета "Влияние семи планет". Дрезден, 1678


Балет. Энциклопеди. - М.: Большая Советская энциклопедия. . 1981.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "Немецкий балет" в других словарях:

  • Бахчисарайский фонтан (балет) — У этого термина существуют и другие значения, см. Бахчисарайский фонтан (значения). Бахчисарайский фонтан Композитор Борис Асафьев Автор либретто Николай Волков Источник сюжета поэма « …   Википедия

  • Греческий балет — ГРÉЧЕСКИЙ БАЛÉТ. В Др. Греции танец занимал видное место в быту и обществ. жизни. Он был тесно связан с культом бога Диониса. Обряды, шествия и таинства, носившие массовый характер, представляли собой своеобразные хореографич. композиции. О… …   Балет. Энциклопедия

  • Германия — (лат. Germania, от Германцы, нем. Deutschland, буквально страна немцев, от Deutsche немец и Land страна)         государство в Европе (со столицей в г. Берлин), существовавшее до конца второй мировой войны 1939 45.          I. Исторический очерк …   Большая советская энциклопедия

  • Старцер — немецкий композитор живший в России в XVIII столетии при Елизавете Петровне в качестве придворного композитора и концертмейстера. В 1760 г. в придворном театре представлен был балет Победа Флоры над Бореем , музыку к которому написал С. Вместе с… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Германия — Федеративная Республика Германии (ФРГ), гос во в Центр. Европе. Германия (Germania) как территория, заселенная герм, племенами, впервые упоминается Пифеем из Массалии в IV в. до н. э. Позже название Германия использовалось для обозначения рим.… …   Географическая энциклопедия

  • Пушкин, Александр Сергеевич — — родился 26 мая 1799 г. в Москве, на Немецкой улице в доме Скворцова; умер 29 января 1837 г. в Петербурге. Со стороны отца Пушкин принадлежал к старинному дворянскому роду, происходившему, по сказанию родословных, от выходца "из… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Австрия — (Österreich; позднелат. Austria, от др. нем. Ostarrichi восточная страна)         Австрийская Республика (Österreichische Republik).          I. Общие сведения          А. государство в Центральной Европе. Граничит на С. с ФРГ и Чехословакией, на …   Большая советская энциклопедия

  • Лермонтов, Михаил Юрьевич — Запрос «Лермонтов» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Михаил Юрьевич Лермонтов …   Википедия

  • М. Ю. Лермонтов — Запрос «Лермонтов» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Михаил Юрьевич Лермонтов Дата рождения: 3 (15) октября 1814(18141015) Место рождения: Москва Дата смерти …   Википедия

  • М.Ю. Лермонтов — Запрос «Лермонтов» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Михаил Юрьевич Лермонтов Дата рождения: 3 (15) октября 1814(18141015) Место рождения: Москва Дата смерти …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»