- Нидерландский балет
- НИДЕРЛÁНДСКИЙ БАЛÉТ. Традиции балетного иск-ва в Нидерландах восходят к средним векам. В 1415 вв. церк. обряды и карнавалы сопровождались танцами, в 16 в. они исполнялись на празднествах ("кермессах") и публичных турнирах ("ланд-ювелах"). В Амстердамском гор. т-ре в 1645 был представлен "Балет пяти чувств". Затем были показаны балеты, преим. комедийные и использующие нац. тематику, рассчитанные на широкого зрителя: "Балет конюхов" (1657), "Балет девушек" (1658, где впервые, раньше, чем во Франции, выступали женщины), "Балет Ватерландских крестьян" (1671) и др. Одновременно существовало другое направление, ориентировавшееся на франц. образцы. Аллегорич. балеты ставились при дворе в Гааге ("Балет мира", 1668, и др. исполнялись в связи с разл. придворными событиями) и в Амстердаме ("Волшебства Армиды" в честь приезда Петра I в 1697 и другие.>.). В 18 в. оба направления получили дальнейшее развитие. В Амстердаме в 176169 П. Ньери ставил, наряду с пасторалями и арлекинадами, балеты о крестьянах и ремесленниках ("Деревенская жизнь", 1762), способствовавшие утверждению действенного балета. В Гааге выступали преим. франц. труппы (в 5070-х гг. Жубера и Питро). В 90-х гг. были пост. балеты анакреонтические, пасторальные, а в отдельных случаях связанные с совр. событиями. В 19 в. балет интенсивно развивался в Амстердамском гор. т-ре, где в 180211 работал Ж. Рошфор. Шли также балеты П. Гарделя. В нач. 19 в. ведущей танцовщицей была П. де Хеус Кюннингхамме, танцовщиком Я. ван Велл. В 181223 П. Грейве ставил экзотич. балеты, арлекинады и первые спектакли, предвещавшие романтич. направление в балете: "Софья Брабантская" (1814), "Альберт и Шарлотта, или Смерть Вертера" (1816). Большое значение имела деятельность Андриса Войтюса ван Хамме, к-рый выступал как танцовщик с 1806 и ставил в 182868 многоактные балеты и дивертисменты. В эти годы наметился поворот к романтизму, частично уже в первом балете ван Хамме "Кающийся Роберт" (1828) и особенно в перенесённых им спектаклях Ф. Тальони, Ж. Перро, Ж. Коралли ("Жизель", 1844). Среди его пост. выделялись арлекинады и балеты-сказки: "Арлекин, колдунья и любовь" (1858), "Тысяча и одна ночь" (1847), "Красная шапочка" (1865). Сын Андриса Войтюса ван Хамме, Антон Войтюс ван Хамме был известным танцовщиком и балетмейстером ("Нимфы и бабочка", 1866; "Восточный праздник", 1875). С 1879 он ставил балеты во франц. опере в Гааге. В Амстердаме в 18711887 был известен балетм. Э. Витт. После 1866 балетные труппы лишились гос. дотации и развитие балета замедлилось. В 90-х гг. балет сохранялся гл. обр. в виде вставных сцен в операх. К этому времени нац. традиции 19 в. были утеряны, и в нач. 20 в. голл. балетное иск-во начало формироваться на основе рус. балета, нем. экспрессионистич. танца, а также под влиянием гастрольных выступлений А. Дункан, А. П. Павловой и другие. Первые школы классич. танца были открыты в 1933 ученицами Павловой, а также И. Швецовым. Но большее развитие получил свободный танец, с к-рым знакомили гастролёры Г. Лейстиков (1020-е гг.), К. Йосс, X. Кройцберг и Т. Шоп (30-е гг.) и др. Школы и труппы этого направления создали Л. Грен, Ф. Родриго и другие. Труппа Родриго ставила балеты на актуальные темы: "Моряки" (1932, о восстании на военном корабле "Семь провинций"), антифашистский балет "Чужая страна" (1936). Социальная тематика была основной и в пост. танцовщицы М. Моровой и художника У. Койстра ("Уроки истории", 1933).
Интенсивное развитие балета в Нидерландах началось по окончании 2-й мировой войны. Географич. положение страны, связи с Европой и Америкой способствовали тому, что здесь работали и продолжают работать хореографы и артисты мн. национальностей. В 1936 нем. танцовщица И. Георги основала школу и труппу, где ставила спектакли на основе свободного танца. После открытия в 1941 Амстердамской муниципальной оперы труппа стала работать при ней. Здесь выдвинулись голл. артисты М. тер Веме, П. Слот, М. Ж. ван дер Вен, Н. де Вал, Н. Росс, К. Понс, Л. Ховинг и другие. В репертуар были включены "Коппелия", "Прометей", "Болеро", "Пульчинелла", всё большее распространение приобретал классич. танец. В 1946 труппа была реорганизована, её возглавила Д. Коллин, чья школа сыграла большую роль в развитии классич. танца в Нидерландах. В 195258 труппой руководила француженка Ф. Адре. В 1947 тер Веме организовала труппу "Дер лаге ланден", к-рая ездила по стране, знакомя зрителей с балетным иск-вом. В 1958 балет Амстердамской муниципальной оперы и труппа "Дер лаге ланден" слились, образовав Амстердамский балет. В те же годы большое значение имела деятельность С. Гаскелл, к-рая основала в Амстердаме школу (1939) и труппу "Балле рисайтл" (1945, вторично с 1948). Репертуар состоял из пост. Гаскелл и (с 1950) ван дер Слота. В 1954 на основе этой труппы в Гааге был создан Нидерландский балет (в составе труппы: М. Хиларидес, В. де ла Бейе, Я. Флиер, А. Верстеген, К. ван дер Ветеринг). В репертуаре были "Жизель", балеты М. М. Фокина, Л. Ф. Мясина, М. Бежара, С. Лифаря, позднее также ван дер Ветеринга, Флиера и Р. ван Данцига. В качестве гастролёров здесь выступали В. Верди, И. Скорик, И. Шовире, С. Березова и другие. В 1961 Нидерландский балет слился с Амстердамским балетом, образовав (под рук. Гаскелл) Нидерландский национальный балет, базирующийся в Амстердаме. В 1959 в Гааге была организована вторая труппа Нидерландский танцевальный театр во главе с Б. Харкарви. Гаскелл формировала репертуар Нидерландского нац. балета из спектаклей классич. наследия, балетов Фокина, Мясина, Дж. Баланчина, Лифаря, А. Долина и другие. Здесь создавали балеты ван дер Ветеринг, Флиер и особенно ван Данциг, к-рый стал ведущим нац. хореографом и (после 1967) одним из руководителей труппы. В Нидерландском танцевальном т-ре (к-рый поочерёдно и совместно, после 1969, возглавляли ван Манен и Г. Тетли) репертуар состоит из произв. совр. хореографов голл. и амер., работающих преим. в стиле танца модерн (ван Манена, Тетли, А. Соколовой, Дж. Батлера и другие.). Третья труппа "Скапино" (см. Нидерландский балет "Скапино"), основанная в 1945 X. Снук, показывает спектакли для детей. Все три труппы получают гос. субсидию. Существуют труппы танца модерн: Стуйва и Э. Эдиновой (с 1964), П. де Грота (с 1966), Роттердамский танцевальный центр (рук. с 1969 И. Слейтер).
В стране работают семь субсидируемых гос-вом танц. школ (академий) и ряд частных в Амстердаме, Гааге, Роттердаме, Тилбурге и другие. В Амстердаме ежегодно проводится междунар. Голландский фестиваль. В Амстердаме имеется Междунар. фольклорный танц. т-р (с 1966).
Известные артисты: танцовщицы О. де Хас, В. де ла Бейе, А. Радиус, М. Венема, К. Госхалк, И. Вендриг, Л. Вестердейк, М. Копперс, М. Сарстедт, М. ван Хамел, Б. Де Йонг, Т. Бари; танцовщики Т. ван Схайк, Флиер, А. Симон, X. Юрриенс, Д. Сандерс, Ч. Чарни, П. Аппель и другие. Многие работают за пределами Нидерландов. В то же время в составе нидерландских трупп немало иностранцев: танцовщицы: M. Хиларидес, М. Аради, С. Маркьолли, Й. Фолкертс, М. Санд; танцовщики Ф. Синсеретти, Р. Фишер, Дж. Бенуа, Ж. Леметр, X. Книлль и другие. Критики и исследователи балета: Н. Росс, И. Ристап, А. Х. Лейдьенс.
Лит.: Rebling Ε., Een eeuw dans kunst in Nederland, Amst., 1950; Boswinkel W., Koning D., Schultink J., Het Nederlands ballet, Haarlem, [1958]: Loney G., Evolution of an ensemble: Rudi van Dantzig on National Ballet of Holland, "Dance magazine", 1974, v. 48, march.E. Я. Суриц.
Сцена из балета "Парнас". Амстердам. 1774
"Эпитафия". Амстердамский балет. Балетм. Р. ван Данциг
"Экспромт для двенадцати". Труппа "Дер лаге ланден". Балетм. Дж. Картер
Сцена из балета "Парнас". Амстердам. 1774
"Эпитафия". Амстердамский балет. Балетм. Р. ван Данциг
"Экспромт для двенадцати". Труппа "Дер лаге ланден". Балетм. Дж. Картер
Балет. Энциклопеди. - М.: Большая Советская энциклопедия. Главный редактор Ю.Н.Григорович. 1981.