- Огюст А. Л.
- ОГЮ́СТ (Auguste) [наст. имя и фам. Огюст Πуаро (Poireau)] Август Леонтьевич (ок. 17801844, Петербург), франц. артист и балетмейстер. Ученик П. Гарделя. Работал в парижской Опере и в Бордо, с 1798 в Петербурге как танцовщик, балетмейстер и педагог. Выступал во мн. постановках И. И. Вальберха, Ш. Дидло, А. Блаша и другие. О., помимо героич. партий, исполнял комедийные (преим. в своих постановках), славился выразительной мимич. игрой. Проявлял большой интерес к разл. нац. танцам, театрализовал казацкие, цыганские, венг., польские танцы; по свидетельству современников, он "как настоящий русский" исполнял рус. танцы (часто вместе с Е. И. Колосовой), в 1839 обучал рус. танцам М. Тальони. Поставил в Петербурге ок. 30 балетов (преимущественно комич.) и дивертисментов (обычно из нар. жизни): "Казаки в гостях у Филатки" (1818), "Молодая охтенка" (1819) и др. Ряд балетов пост. совм. с Вальберхом ("Русский деревенский праздник", 1812) и Дидло ("Кавказский пленник, или Тень невесты", 1823, О. пост. последний акт), "Руслан и Людмила, или Низвержение Черномора, злого волшебника" Шольца (1824) и др. О. перенёс на петерб. сцену дивертисмент "Семик, или Гулянье в Марьиной роще" Давыдова (1815, по И. Аблецу). Совм. с Вальберхом пост. патриотич. дивертисменты: "Ополчение, или Любовь к отечеству" Кавоса (1812), "Русские в Германии, или Следствие любви к отечеству" Париса (1813), "Праздник в стане союзных армий при Монмартре" (1813) и "Торжество в России, или Русские в Париже" Кавоса (балет с пением и хорами, 1814) и др. Оставив сцену в 1826, продолжал работать в петерб. т-ре, преподавал танцы в аристократич. домах.
Лит.: Глушковский Α., Воспоминания балетмейстера, Л.М., 1940; Слонимский Ю., Дидло, Л.М., 1958; Красовская В. М., Русский балетный театр от возникновения до середины XIX века, Л.М., 1958.В. А. Кулаков.
Балет. Энциклопеди. - М.: Большая Советская энциклопедия. Главный редактор Ю.Н.Григорович. 1981.