- Одесский театр оперы и балета
- ОДÉССКИЙ ТЕÁТР ÓПЕРЫ И БАЛÉТА, академический, открыт в 1810. Вначале ставились драматич. и муз. спектакли, в к-рые как обязат. часть входили балетные дивертисменты. Нередко в т-ре выступали иностр. и рус. артисты. В 1836 были показаны балеты "Счастливая дикая, или Торжество любви", "Квакеры, или Английские матросы", "Оставленная Артемида". В балетах "Сильфида" и "Пахита" выступали известный моск. танцовщик К. Ф. Богданов и его дочери. В 1853 выдающаяся петерб. танцовщица Е. И. Андреянова вместе с группой артистов моск. Большого т-ра познакомила зрителей с балетами "Своенравная жена" Адана, "Катарина, или Дочь разбойника" Пуньи, "Эсмеральда", "Тщетная предосторожность", "Жизель" и другие. В 1873 т-р сгорел. Новое здание (одно из лучших в Европе) построено в 1887 по проекту арх. Ф. Фельнера и Г. Хельмера. В труппу И. Я. Сетова, гастролировавшую в Одессе в 1889, входили итал. артисты во главе с прима-балериной А. Белла; балетм. Д. Саракко пост. балеты "Сильвия" Делиба, "Эксцельсиор" Маренко, "Брама" Даль Арджине, "Эсмеральда". С сер. 90-х гг. в театре ставились гл. образом оперные спектакли. В антрепризе Салтыкова в качестве балетмейстера работал Ф. Нижинский, ставивший танцы во мн. операх. В 1910-х гг. была организована постоянная балетная труппа, артисты к-рой участвовали и в танц. сценах опер и в одноактных балетах ("Праздник Афродиты", 1916, и др.). Известностью пользовались балетм. Люизинский, Р. Ремиславский, артисты Т. Р. и В. Р. Гамсахурдия, Е. А. Пушкина, В. Каросса.
После окончат. освобождения Одессы от белогвардейцев (1920) одним из первых мероприятий Сов. власти в области театр. культуры явилось постановление о расширении труппы т-ра. Была организована хореографич. школа под рук. Е. А. Пушкиной, воспитанники к-рой продолжали образование в Муз.-драм. ин-те (Муздрамин, 192324), где хореографич. отделение возглавлял В. И. Пресняков. В 1923 балетм. Р. И. Баланотти пост. "Лебединое озеро", в 1924 "Конька-Горбунка", "Вечер синтеза". В 192425 были пост. также "Лебединое озеро", "Коппелия", "Корсар" и большая конц. программа с участием Пушкиной, О. С. Чаплыгиной, С. В. Холодной, В. В. Мерхасина, П. П. Павлова, П. С. Карсавина. Значительными событиями стали поставленные К. Я. Голейзовским балеты "Иосиф Прекрасный" и "В солнечных лучах" ("Гротеск") Василенко (оба 1926). Оригинальность, самобытность сценич. решения отличали балеты "Красный мак" (1928) и "Эсмеральда" (1929) в пост. H. A. Болотова и П. П. Вирского. В этих спектаклях раскрылись дарования танцовщиц И. Л. Герман и Т. Г. Демпель. В 1930 М. Ф. Моисеев осуществил пост. героико-революц. балета "Карманьола", музыка к-рого была написана дирижёром т-ра комп. В. А. Фемилиди. В 1937 к 100-летию со дня смерти A. C. Пушкина т-р пост. "Цыганы" Василенко и "Бахчисарайский фонтан". Ведущие солисты 30-х гг. К. И. Сальникова, А. И. Васильева, Т. Л. Иваньковская, Л. А. Цхомелидзе, А. И. Терехов, М. П. Егоров.
Во время Великой Отечеств. войны 19411945 т-р работал в Красноярске, объединившись вместе с Днепропетровским т-ром. Артисты балета выступали в составе фронтовых конц. бригад. В 1944 т-р возобновил спектакли в Одессе. В первые послевоен. годы В. И. Вронский (194054 гл. балетмейстер) пост. укр. нац. балет "Лилея" (1945) и балет "Олеся" Русинова (1947). В работе под рук. Вронского над спектаклями "Щелкунчик" (1950), "Шурале" (1952), "Весенняя сказка" на муз. Чайковского (1953) проявились творч. индивидуальности артистов И. И. Балаева, A. A. Данченко, В. Г. Каверзина, Л. М. Козуленко, И. Г. Михайличенко, Е. А. Русиновой, А. Б. Рындиной, П. П. Павлова-Кивко, A. M. Середы.
В 195870 коллектив возглавлял Н. И. Трегубов, утверждавший танц. образность и сов. репертуар. Среди лучших его работ: "Лесная песня" Скорульского и "Спартак" (оба 1962), "Берег надежды" (1963), "Отелло" (1964). В 197075 гл. балетм. И. А. Чернышёв. Среди его пост.: "Тропою грома" (1971); "Свечкина свадьба" Знатокова (1974). Большую роль в творч. воспитании артистов сыграла педагогич. деятельность балетм. Д. Ф. Алидорт и И. И. Вишнякова. В 1-й пол. 50-х гг. труппа пополнилась молодыми артистами выпускниками Моск. и Киевского хореографич. уч-щ, а после 1967 почти полностью обновилась. Использованием новой хореографич. лексики отмечены балеты "Я имя твоё пишу..." на муз. Пуленка (1968, балетм. О. Г. Тарасова и A. A. Лапаури), "Золушка" (1968) и "Тщетная предосторожность" (1972) оба балетм. О. М. Виноградов. В 1929 т-ру присвоено звание академического. В т-ре работали балетмейстеры: Вирский, Болотов, П. К. Йоркин, Моисеев, Трегубов, С. А. Павлов, Вронский, A. B. Чичинадзе. В труппе т-ра (1979): нар. арт. УССР Н. З. Барышева, засл. арт. УССР С. А. Антипова, Э. А. Караваева, В. Г. Каверзин, В. Я. Новицкий, М. В. Петухов, В. В. Филиппова (Волкова), П. Д. Фомин, артисты С. Л. Горбачев, В. Н. Грищукова, Ю. П. Мальченко, И. А. Лаврова, Т. К. Комаревич, A. A. Житникова, Л. Ф. Нерубащенко, В. И. Купало, H. H. Стоян, С. Г. Яппаров. С 1976 гл. балетмейстер В. В. Смирнов-Голованов, балетм. засл. арт. РСФСР Н. И. Рыженко, гл. дирижёр нар. арт. РСФСР Б. И. Афанасьев, гл. худ. нар. худ. УССР и засл. деят. иск-в Груз. ССР П. А. Злочевский. Артисты труппы гастролировали за рубежом.
Репертуар театра
(в скобках фамилии балетмейстеров)1923. "Лебединое озеро" (Баланотти).
1924. "Конёк-Горбунок", "Коппелия"; "Девушка и Смерть" Сен-Санса (Баланотти).
1925. "Корсар" (Баланотти).
1926. "Иосиф Прекрасный" и "В солнечных лучах" ("Гротеск") Василенко (Голейзовский), "Тщетная предосторожность"; "Карнавал" Василенко (Жуков).
1927. "Шехеразада" (Баланотти); "Лебединое озеро" (Вирский, Болотов).
1928. "Красный мак" (Вирский, Болотов), "Корсар" (Йоркин).
1929. "Конёк-Горбунок", "Эсмеральда" (оба Вирский, Болотов).
1930. "Карманьола" Фемилиди, "Красный мак" (оба Моисеев); "Мурзилка и Мазилка" на сборную муз. (Вирский, Болотов).
1931. "Дни Европы" на муз. Шостаковича (Моисеев).
1932. "Красный мак" (Таиров, Терехов). "Лебединое озеро" (Вирский, Болотов).1933. "Баядерка" (Йоркин), "Дон Кихот", "Корсар" (оба Вирский, Болотов).
1935. "Раймонда", "Коппелия", "Лебединое озеро", "Ференджи" Яновского (все Моисеев).
1936. "Карманьола", "Дон Кихот" (оба Моисеев).
1937. "Бахчисарайский фонтан"; "Цыганы" Василенко, "Тщетная предосторожность", "Жизель" (все Моисеев).
1938. "Спящая красавица"; "Мещанин из Тосканы" Нахабина (оба Моисеев).
1939. "Соловей" Крошнера, "Фадетта" Делиба (оба Моисеев).
1940. "Эсмеральда" (Вронский).
1945. "Лилея" (Вронский).
1946. "Лебединое озеро", "Раймонда" (Вронский).
1947. "Олеся" Русинова (Вронский).
1950. "Барышня-крестьянка" Асафьева, "Щелкунчик" (оба Вронский), "Спящая красавица" (Моисеев).
1952. "Шурале" ("Али-Батыр"), "Дон Кихот" (оба Вронский), "Лауренсия" (Трегубов).
1953. "Весенняя сказка" на муз. Чайковского (Вронский).
1954. "Лебединое озеро"; "Берег счастья" Спадавеккиа (Павлов, Васильева).
1955. "По синему морю" Русинова (Павлов, Васильева).
1956. "Медный всадник", "Фадетта" (оба Павлов, Васильева).
1957. "Шопениана", "Жизель", "Красный мак"; "Аладин и волшебная лампа" Савельева (все Павлов, Васильева).
1958. "Большой вальс" на муз. И. Штрауса (Трегубов).
1959. "Пер Гюнт" на муз. Грига, "Торжество любви" (оба Трегубов).
1960. "Голубая лента" Свирского, "Баядерка" (оба Трегубов).
1961. "Бахчисарайский фонтан" (Трегубов).
1962. "Спартак" (Трегубов); "Лесная песня" Скорульского (Трегубов).
1963. "Берег надежды" Петрова, "Лебединое озеро" (Трегубов).
1964. "Отелло" (Трегубов).
1965. "Дюймовочка" Русинова, "Болеро", "Франческа да Римини" (Трегубов); "Куклы" на муз. Россини, "Дон Жуан" на муз. Р. Штрауса (Чичинадзе).
1966. "Дон Кихот", "Спящая красавица" (Трегубов).
1967. "Песня синих морей" Буевского, "Рассказ партизанки" Штогаренко, "Эдельвейс" Глазачёва, "Караван" на муз. У. Гаджибекова (все Трегубов), "Ромео и Джульетта" (Лавровский), "Вальсы", "Подпоручик Киже", "Ала и Лоллий" на муз. Прокофьева (Тарасова, Лапаури).
1968. "Я имя твоё пишу..." на муз. Пуленка (Тарасова, Лапаури), "Золушка" (Виноградов).
1969. "Княгиня Волконская" Знатокова (Замуэль), "Лебединое озеро" (по Иванову), "Щелкунчик" (Чернышёв).
1970. "Дон Кихот" (Чернышёв).
1971. "Тропою грома", "Спящая красавица" (оба Чернышёв).
1972. "Спартак" (Чернышёв).
1973. "Кармен-сюита" (Плисецкие по А. Алонсо), "Баядерка" (Чернышёв), "Гран па" из "Пахиты" (Шамшева), "Тщетная предосторожность" (Виноградов).
1974. "Свечкина свадьба" Знатокова "Хореографическая фантазия" на муз. Брамса (Чернышёв), "Утренняя поэма" Косенко (Майоров).
1975. "Эсмеральда" (Воскресенская), "Раймонда" (Андреев).
1976. "Анна Каренина" (М. М. Плисецкая, Рыженко, Смирнов-Голованов).
1977. "Симфония Революции" на муз. 11-й и 12-й симфоний Шостаковича (Рыженко и Смирнов-Голованов).
1978. "Лебединое озеро" (Рыженко и Смирнов-Голованов).
1979. "Спящая красавица" (Рыженко и Смирнов-Голованов).
Лит.: Станiшевський Ю., Украïнський радянський балетний театр (19251975), Киïв, 1975.
И. Г. Кузнецова.
"Шопениана". Одесский театр оперы и балета
"Шопениана". Одесский театр оперы и балета
Балет. Энциклопеди. - М.: Большая Советская энциклопедия. Главный редактор Ю.Н.Григорович. 1981.