- Pamо Ж. Ф.
- PAMÓ (Rameau) Жан Филип (крещён 25.9.1683, Дижон, 12.9.1764, Париж), франц. композитор. Работал в качестве органиста в разл. городах Франции, с 1722 жил в Париже (с 1745 придворный композитор). Продолжая традиции Люлли, Р. писал оперы-балеты и комедии-балеты, в к-рых стремился к синтезу музыки и другие.мы (на его опыт в этой области отчасти опирался Глюк в своих реформаторских поисках). Хореографич. сцены в произв. Р. стали занимать большее место, чем у Люлли. Мн. произведения Р. созданы в сотрудничестве с балетм. Каюзаком. Среди них: оперы-балеты "Галантная Индия" (1735), "Празднества Гебы, или Лирические таланты" (1739), "Празднества Полимнии" (1745), "Храм Славы" (1745), "Празднества Гименея и Амура, или Египетские боги" (1747), "Сюрпризы Амура" (1748) и др.; комедия-балет "Принцесса Наваррская" ("Празднества Рамира"; 1745); лирические комедии "Платея" (1745), "Палладины" (1760); героические пасторали "Заис" (1748), "Наис" (1749); балетные акты для опер Р. и др. композиторов "Пигмалион" (1748), "Гирлянда, или Волшебные цветы" (1751), "Сибариты" (1753), "Рождение Озириса, или Празднество Памилии" (аллегорич. балет, 1754), "Анакреон" (1754), "Зефир" (ок. 1754), а также "Нелея и Мир-тис" и "Ио" (не поставлены).
Инструментальная (в частности, балетная) муз. Р. соединяла в себе героич. начало (идущее от Люлли) с изяществом выражения; в нек-рых произв. ей часто присущ изобразительный, картинно-живописный характер. Танцы Р., сохраняя "галантный" стиль, более темпераментны, динамичны, ритмически остры, чем у его предшественников, гармонич. язык свеж и нов, инструментовка отличается блеском и богатством тембровых находок. Поэтому Р. чаще, чем др. франц. композиторы 17 1-й пол. 18 вв., привлекает внимание совр. хореографов, напр.: "Кастор и Поллукс" (опера-балет, 1919, парижская Опера, балетм. Н. Гуэрра), "Придворный балет" (на муз. разл. дивертисментов Р., в обработке Р. Дезормьера, 1948, балетм. С. Лифарь, "Малый Трианон", Версаль), "Павильон Любви" (1948, Штутгарт, балетм. Б. Возин), "Галантная Индия" (опера-балет, 1952, парижская Опера, балетм. А. Авелин, X. Ландер, Лифарь),. "Ипполит и Арисия" (опера-балет, 1964, П. Лакот). Муз. из цикла "Пять концертов" использована в балете "Эти чарующие звуки..." (1978, Большой т-р, балетм. В. В. Васильев).
В. А. Кулаков.
Балет. Энциклопеди. - М.: Большая Советская энциклопедия. Главный редактор Ю.Н.Григорович. 1981.