- Романов Б. Г.
- РОМÁНОВ Борис Георгиевич [10(22).3.1891, Петербург, 30.1.1957, Нью-Йорк], рус. артист, балетмейстер и педагог. С 1909, по окончании Петерб. театр. уч-ща (педагог М. К. Обухов), в Мариинском т-ре. Исполнял преим. характерные партии: Шут ("Щелкунчик"), Король шутов ("Павильон Армиды" Черепнина), Пьеро ("Карнавал" и "Бабочки" на муз. Шумана), Странствующий актёр ("Испытание Дамиса"), Сатир ("Времена года"), Лучник ("Половецкие пляски"), Негр ("Дочь фараона" и "Царь Кандавл" Пуньи, "Евника" Щербачёва и "Исламей" на муз. Балакирева). Первые пост. осуществил в петерб. Литейном т-ре: мимодрама "Рука" (1911), фантазия "Козлоногие" с муз. Саца и пантомима "Ноктюрн слепого Пьеро" с муз. Чекрыгина (обе 1912) и др. Как хореограф испытал сильное влияние М. М. Фокина. Эстетич. взгляды Р. сложились под воздействием практики "Мира искусства" и поэзии рус. акмеистов, в частности М. А. Кузмина, с к-рым Р. сотрудничал в Литейном т-ре. Впоследствии деятельность Р. была направлена на сохранение традиций рус. школы танца и пропаганду репертуара классич. наследия.
В Русском балете Дягилева в Париже пост. мимодраму "Трагедия Саломеи" Шмитта (1913) и танцы в опере "Соловей" Стравинского (1914). С 1914 балетмейстер Мариинского т-ра; пост. "Андалузиану" на муз. Бизе, балетные миниатюры и другие. После Окт. революции 1917 сотрудничал в Т-ре трагедии, Т-ре художеств. драмы и Большом драматич. т-ре. В 192126 вместе со своей женой Е. А. Смирновой возглавлял гастрольную труппу Русский романтич. т-р. Затем был балетмейстером в труппе А. П. Павловой. В 192834 работал в т-ре "Колон" в Буэнос-Айресе, в т-рах Парижа, Монте-Карло, Белграда, Рима. В 193438 в "Ла Скала" и Римской Опере, в 193842 и 194550 в "Метрополитен-опера" (Нью-Йорк). Преподавал в Буэнос-Айресе и в "Скул оф балле репертори" (Нью-Йорк). Среди пост.: "Петрушка" (1925, "Ла Скала"), "Пульчинелла"; "Шехеразада" и "Жар-птица" (оба по Фокину), все три1928; "Любовь-волшебница" де Фалья, "Вальс" Равеля, "Тамара" на муз. Балакирева (все 1929), "Жизель"; "Шут" Прокофьева (оба 1930) все в т-ре "Колон"; "Щелкунчик" (1936, "Балле рюс де Монте-Карло"), "Пульчинелла" (1950) и "Жизель" (1952) оба в римской опере; "Арлекинада" (1956, "Балле рюс де Монте-Карло", Чикагская опера).
Лит.: Красовская В. М., Русский балетный театр начала XX века, [ч.] I Хореографы, [Л., 1971]; Grigoriev S., The Diaghilev Ballet, [L., 1953]; Маrа Т., Boris Romanov, "Dance magazine", 1957, march.В. М. Паппе.
Балет. Энциклопеди. - М.: Большая Советская энциклопедия. Главный редактор Ю.Н.Григорович. 1981.