- Салле М.
- САЛЛÉ (Salle) Мари (170727.7.1756, Париж), франц. артистка и балетмейстер. Ученица Ф. Прево. С 1718 выступала в ярмарочных театрах Парижа (в дивертисментах, пантомимах, комич. операх) и в Лондоне (в пантомимах Дж. Рича). В 1721, заменяя Прево, дебютировала в парижской Опере в опере-балете "Венецианские празднества" Кампра. В 172527, 173031 и 173334 работала в Лондоне, где поставила балет-пантомиму "Пигмалион" (1734), балет "Вакх и Ариадна", а также танцы в операх Генделя "Орест", "Альцина", "Ариодант" и "Верный пастух", в к-рой специально для неё был создан пролог "Терпсихора". На сцене парижской Оперы, где её официальный дебют состоялся в 1727, исполняла гл. партии в операх, операх-балетах, лирич. трагедиях: "Галантная Европа" (1727), "Танкред" (1729) и "Гесиона" (1730) Кампра; "Тезей" (1729) и "Персей" (1737) Люлли; "Любовь богов" (1729) и "Балет чувств" (1732) Муре; "Галантная Индия" (1735) и "Празднества Гебы" (1739) Рамо и другие. В 173952 выступала в придворных спектаклях. Ещё до реформ Ж. Ж. Новера С. пыталась связать танец с действием, использовать танцевальные движения и мимику для раскрытия содержания спектакля. Основное внимание уделяла не технике, а грации и осмысленности танца. Нарушая принятые в придворном балете условности, выступила в собств. пост. "Пигмалиона" в лёгком, близком к античному одеянии, без парика, с распущенными волосами.
Лит.: Худеков С., История танцев, ч. 1, СПБ, 1913; Красовская В. М., Западноевропейский балетный театр. Очерки истории. От истоков до середины XVIII века, Л., 1979, с. 23452; Dacier Е., М-llе Sallé, 2 ed., P., 1909; Vinсе St., Sallé in London, "Dance and dancers", 1962, May.B. A. Майниеце.
М. Салле. Рис. неизвестного художника
М. Салле. Рис. неизвестного художника
Балет. Энциклопеди. - М.: Большая Советская энциклопедия. Главный редактор Ю.Н.Григорович. 1981.