- Советский балет
- СОВÉТСКИЙ БАЛÉТ. Сов. балетное иск-во освоило богатейшее художеств. наследие дореволюц. русского балета. После Окт. революции 1917 С. б. стал развиваться как часть новой культуры, многонац. и единой по художеств. принципам. В первые послереволюц. годы балетному т-ру пришлось преодолевать серьёзные трудности. Возникли проблемы воспитания новых кадров (мн. артисты и балетмейстеры оказались за пределами Родины), сохранения и обновления репертуара. 1920-е гг. характеризовались борьбой направлений. Сторонники идей Пролеткульта утверждали, что классич. танец и балет в том виде, какими они были до революции, уже отжили. Мастера балета отстаивали ценность классич. наследия. Поиски нового содержания вызвали к жизни и новую хореографич. лексику. В многочисл. студиях культивировались "свободный танец", ритмопластический танец, физкультурный, "танцы машин". Балетмейстеры академич. т-ров также стремились выразить в постановках грандиозные события эпохи. В экспериментаторских поисках родились значительные произв. балетного иск-ва. Используя приёмы массового т-ра, революц. плаката, балетм. Ф. В. Лопухов поставил в Ленингр. театре оперы и балета "Красный вихрь" ("Большевики") Дешевова (1924), где впервые на балетной сцене был воссоздан образ революции. Язык аллегории и символов послужил основой для его балета "Величие мироздания" на муз. 4-й симфонии Л. Бетховена (1923), первой танцсимфонии, где наметились новые связи танца и музыки. Обращаясь к традициям нар. театр. жанров, всегда действенных и окрашенных сатирически, балетмейстер пост. балеты И. Ф. Стравинского "Пульчинелла" (1926) и "Байка про Лису..." (1927). Принципы "большого балета" 19 в. развивались в спектакле Лопухова "Ледяная дева" (1927). В миниатюрах балетм. К. Я. Голейзовского, поставленных в студии Камерный балет (192225) на музыку К. Дебюсси ("Фавн"), С. С. Прокофьева ("Мимолётности"), А. Н. Скрябина, Н. К. Метнера и другие. передавалось эмоциональное ощущение совр. действительности, раскрывался внутренний мир человека. Наиболее значительной его постановкой был балет "Иосиф Прекрасный" (1925, Большой т-р), где на материале библейской легенды раскрывалась тема победы духовного начала над тупой деспотич. силой. Новизна постановок Голейзовского проявилась в их танц. лексике. Усложнённая сценич. площадка в спектаклях "Фавн" и "Иосиф Прекрасный" позволяла интересно группировать танцовщиков, лексика танца обогащалась за счёт необычных ракурсов, поддержек, сочетаний движений, форм свободного, физкультурно-акробатич. танца. В 1927 был поставлен первый сов. многоактный балет "Красный мак" ("Красный цветок", балетм. Л. А. Лащилин и В. Д. Тихомиров), посв. революц. событиям в Китае. На балетной сцене впервые появился совр. положительный герой. Авторы балета, сохранив форму спектакля 19 в. с танц. дивертисментом, пантомимными сценами и феерией (сцена сна), модернизировали отдельные её части, использовав находки смежных иск-в и эстрадного танца. Матросский танец "Яблочко" первый опыт в создании массовых героич. плясок, к-рые стали одним из завоеваний балетного т-ра последующих 30-х гг. Тенденция к психологизации, проявившаяся в образе Tao Хоа (Е. В. Гельцер), сближала балет с хореографич. драмой, ставшей осн. жанром балетного спектакля последующих лет.
В 3040-е гг. балетмейстеры в поисках нового содержания искали поддержку в лит-ре, драматич. иск-ве. В спектаклях, созданных по мотивам произв. A. C. Пушкина, У. Шекспира, Н. В. Гоголя, Лопе де Вега, О. де Бальзака, обязательным было наличие сквозного действия, чётко очерченных характеров. Интерес к индивидуализации образов, к их психологич. раскрытию предопределил характер лучших спектаклей. Программное значение приобрели "Бахчисарайский фонтан" (1934, балетм. Р. В. Захаров), "Ромео и Джульетта" (1940, балетм. Л. М. Лавровский). Постановщики не обращались к большим классич. ансамблям, но широко пользовались игровым драматизированным танцем, пантомимой. Обогащение лексики шло гл. обр. за счёт использования фольклора. Одно из крупных достижений 3040-х гг. создание героич. народно-танц. образов, преим. массовых, основанных на нац. материале: танец басков "Пламя Парижа" (1932, балетм. В. И. Вайнонен), груз. танец хоруми "Сердце гор" (1938, балетм. В. М. Чабукиани).
В 2030-х гг. шёл процесс становления нового исполнительского стиля С. б. М. Т. Семёнова выявляла в классич. танце гармонию насыщая его энергией, придавая образам благородную величественность. В бравурности танца А. Н. Ермолаева и Чабукиани проявилось новое действенное восприятие жизни. Г. С. Уланова одна из выдающихся совр. танцовщиц-актрис по-новому трактовала партии в старых балетах ("Жизель", "Лебединое озеро"), создавая образы большой трагич. глубины (Мария, Джульетта). Её героини были наделены стойкостью, искренностью, скрытой силой чувств. Представителем лирико-романтич. направления был K. M. Сергеев. Мастерство О. В. Лепешинской утверждало активное жизнерадостное мироощущение. Значительное место в хореографич. иск-ве заняли Т. М. Вечеслова, Н. М. Дудинская, H. A. Анисимова, Ф. И. Балабина, О. Г. Иордан, A. M. Мессерер, М. М. Габович.
Балетные коллективы были созданы в Свердловске (1922), Баку (1920), Ташкенте (Русский оперный т-р, 1918), Саратове (1928), Куйбышеве (1931), Горьком (1935) и др. В нач. 30-х гг. сформировались новые коллективы в Москве Художеств. балет под рук. В. В. Кригер (с 1941 влился в Т-р им. Станиславского и Немировича-Данченко), где работали балетм. В. П. Бурмейстер, Н. С. Холфин, и Ленинграде балетная труппа Малого оперного т-ра (с 1964 Малый театр оперы и балета), где ставили спектакли Лопухов, В. А. Варковицкий, Б. А. Фенстер. К кон. 30-х гг. балетные труппы сложились почти во всех союзных и во мн. автономных республиках. Там, где до Окт. революции имелись рус. оперные т-ры и своя нац. танц. культура (иногда и сценич. танец), балет формировался быстрее, опираясь на эти традиции. В УССР в 191920 работали постоянные балетные коллективы в оперных т-рах Харькова и Киева, с 1923 Одессы (позднее были открыты т-ры в Донецке, 1944, и Львове, 1940). В Груз. ССР проф. балет начал формироваться в 20-е гг. В БССР в 193033 работала студия, т-р открылся в 1933. В республиках Сравни Азии наметился особый путь развития балетного иск-ва создание театрального (сценич.) танца, основанного на нар. творчестве. В Узб. ССР в 20-х гг. формировались музыкально-этнографич. коллективы, из к-рых был образован Узб. муз. т-р (1929); из музыкально-хореографич. кружков и коллективов возникли музыкально-драматич. т-ры в Казах. ССР (1934), Тадж. ССР (1936) и Кирг. ССР (1936), в Туркм. ССР на базе оперной студии при драматич. т-ре (1937). На их основе открылись оперные т-ры с балетными труппами: в Ташкенте (1939), Алма-Ате (1937), Душанбе (1940), Ашхабаде (1941), Фрунзе (1942). Начали работать оперно-балетные т-ры и в авт. республиках: в Тат. АССР (1939), Бурят. АССР (1939, музыкально-драматич., с 1948 оперы и балета), в Башк. АССР (1941).
В 3040-х гг. были созданы мн. нац. балеты, в т. ч.: в УССР первый нац. балет "Пан Каневский" Вериковского (1931, балетм. В. К. Литвиненко), "Лилея" (1940, балетм. Г. А. Берёзова); "Лесная песня" Скорульского (1946, балетм. С. Н. Сергеев); в Груз. ССР "Мзечабуки" А. Баланчивадзе (1936; балетм. В. М. Чабукиани, 1938; 2-я ред. "Сердце гор"); в Азерб. ССР "Девичья башня" (1940, балетм. С. Н. Кеворков, В. И. Вронский); в Арм. ССР "Счастье" Хачатуряна (1939, балетм. И. И. Арбатов; 2-я ред. "Гаянэ", 1942, балетм. H. A. Анисимова), "Хандут" на муз. A. A. Спендиарова (1945, балетм. И. И. Арбатов); в БССР "Соловей" Крошнера (1939, балетм. А. Н. Ермолаев); в Узб. ССР "Шахида" Таля (1939, балетм. А. Р. Томский), "Гуляндом" Брусиловского (1940, балетм. Арбатов и Т. Ханум); в Казах. ССР "Калкаман и Мамыр" Великанова (1938, балетм. Л. А. Жуков); в Кирг. ССР "Анар" Власова и Фере (1940, балетм. Н. С. Холфин); в Тадж. ССР "Ду гуль" ("Две розы") Ленского (1941, балетм. К. Я. Голейзовский и Г. Р. Валамат-заде); в Туркм. ССР "Алдар-Косе" ("Весёлый обманщик") Корчмарёва (1942, балетм. Холфин); в Башк. АССР "Журавлиная песня" (1944, балетм. Анисимова); в Тат. АССР "Шурале" (1945, балетм. Жуков, Г. Х. Тагиров). В этих постановках осваивалась прежде всего наиболее типичная для 3050-х гг. форма многоактного драматич. балета, сочетался классич. танец с национальным, широко использовались нар. пляски, обряды. Их тематика нац. легенды, освободит. борьба народа, события колхозной жизни. Формированию нац. балетных кадров способствовало обучение одарённых детей из разных республик в хореографич. уч-щах Ленинграда и Москвы. К кон. 30-х гг. и в 40-е гг. известность получили артисты Г. Г. Алмасзаде (Азерб. ССР), Е. Л. Гварамадзе (Груз. ССР), Б. Бейшеналиева и Н. С. Тугелов (Кирг. ССР), К. Джапаров (Туркм. ССР), М. Тургунбаева (Узб. ССР), А. И. Гаврилова (УССР), З. А. Насретдинова и Х. Г. Сафиуллин (Башк. АССР). Во мн. республиках работали рус. балетмейстеры (Голейзовский, Лопухов, Ермолаев, Л. В. Якобсон, Холфин и другие.), особенно в период подготовки декад и дней лит-ры и иск-ва, к-рые проводились в Москве с 1936; в этой работе участвовали также рус. композиторы, художники, педагоги. Опыт рус. мастеров перенимали молодые балетмейстеры из республик. Позднее мн. из них учились на балетмейстерском отделении ГИТИСа в Москве.
В годы Великой Отечеств. войны 194145 балетные коллективы страны и хореографич. уч-ща не прекращали работы. Были созданы новые спектакли: в Т-ре им. Кирова (эвакуировался в Пермь) "Гаянэ" (1942, балетм. Анисимова), в Т-ре им. Станиславского и Немировича-Данченко "Лола" (1943, балетм. Бурмейстер), в Большом т-ре (эвакуировался в Куйбышев) "Алые паруса" Юровского (1942, балетм. А. И. Радунский, Н. М. Попко, Л. А. Поспехин).
В 4050-е гг. выдвинулись новые исполнители. Сформировался талант драматич. танцовщицы А. Я. Шелест. Начала выступать М. М. Плисецкая, чей танец всегда полон экспрессии и патетики. Большую популярность завоевали: в РСФСР И. А. Колпакова, P. C. Стручкова, В. Т. Бовт, Л. И. Крупенина, Р. К. Карельская, Г. Н. Кириллова, С. Н. Головкина, Т. А. Зимина, Ю. Т. Жданов, Г. К. Фарманянц, Ю. Г. Кондратов, Б. Я. Брегвадзе, Н. Б. Фадеечев; на Украине Л. П. Герасимчук, Е. М. Потапова, H. A. Апухтин, A. A. Белов; в Белоруссии A. B. Николаева и С. В. Дречин; в Грузии И. А. Алексидзе, В. В. Цигнадзе, З. М. Кикалейшвили; в Армении Л. П. Воинова-Шиканян, Р. Л. Тавризиан, Т. Г. Григорян, А. Т. Гарибян; в Азербайджане Л. М. Векилова, М. Д. Мамедов; в Узбекистане Г. Б. Измайлова; в Таджикистане Л. Захидова; в Бурятии Л. П. Сахьянова; в Латвии A. A. Приеде, Я. Д. Панкрат, А. Я. Лемберг, В. Э. Вилцинь; в Литве Т. М. Свентискайте; в Эстонии В. А. Хагус, А. Койт, Э. К. Йоасоо.
Было поставлено мн. новых спектаклей, в их числе "Золушка" (1945, Большой т-р); "Мнимый жених" Чулаки (1946, Малый т-р оперы и балета), "Медный всадник" (Т-р им. Кирова) и "Юность" (Ленингр. Малый т-р, оба 1949). Обогатился репертуар в т-рах: Груз. ССР были созданы балеты "Синатле" Киладзе (1947), "Горда" Торадзе (1949), "Отелло" Мачавариани (1957 все балетм. Чабукиани); Азерб. ССР "Семь красавиц" (1952, балетм. П. А. Гусев) и "Тропою грома" (1960, балетм. К. М. Сергеев); Арм. ССР "Севан" Егиазаряна (1956, балетм. Арбатов), "Мармар" Оганесяна (1957, балетм. тот же); Узб. ССР "Мечта" Акбарова (1959, балетм. Г. Б. Измайлова, Б. К. Завьялов); Казах. ССР "Камбар и Назым" Великанова (1950, балетм. М. Ф. Моисеев); Кирг. ССР "Чолпон" Раухвергера (1944, балетм. Л. М. Крамаревский); Тадж. ССР "Лейли и Меджнун" (1947, балетм. Валамат-заде); Туркм. ССР "Акпамык" Зноско-Боровского и Мухатова (1945, балетм. К. Джапаров). Значительных успехов достигли балетные т-ры Литвы, Латвии, Эстонии, где со 2-й пол. 40-х гг. начался процесс освоения опыта сов. хореографич. иск-ва. Первые сов. балеты были созданы: в Латв. ССР "Лайма" Лепиня (1947, балетм. Е. А. Тангиева-Бирзниек) и "Сакта свободы" (1950, балетм. Е. Я. Чанга); в Литов. ССР "На берегу моря" Юзелюнаса (1953, балетм. В. В. Гривицкас и A. M. Mecceрер); в Эст. ССР "Калевипоэг" (1948, балетм. Х. Ю. Тохвельман) и "Золотопряхи" (1956, балетм. В. Х. Пяри), оба Э. Каппа. В Молд. ССравни где балетная труппа в оперном т-ре начала работать в 1957, были пост. нац. балеты "Рассвет" Загорского (балетм. В. А. Варковицкий) и "Сломанный меч" Лазарева (балетм. Н. В. Данилова и С. В. Дречин), оба 1960. Новые спектакли появились в Бурят. АССР "Красавица Ангара" Книппера и Ямпилова (1959, балетм. М. С. Заславский) и в музыкально-драматич. т-рах Якут. АССравни Карел. АССравни Удм. АССравни Коми АССР и другие.>. В РСФСР возникли новые оперно-балетные т-ры в Новосибирске (1945), Челябинске (1955) и др. городах.
В 6070-х гг. С. б., развивая лучшие достижения как предшествующего периода, так и иск-ва 20-х гг., преодолел имевшиеся недостатки: одностороннюю драматизацию, танц. бедность с одной стороны, подмену содержательного танца феерией и дивертисментами с другой. Возросла роль музыки в балетных спектаклях. Танец стал осн. выразит. средством. Начало этому направлению положили работы сов. балетмейстеров уже в конце 50-х гг. В спектаклях Ю. Н. Григоровича "Каменный цветок" Прокофьева (1957) и И. Д. Бельского "Берег надежды" Петрова (1959) содержание раскрывалось в развитии музыкально- хореографич. образов. Наряду со старыми мастерами (Голейзовский, Якобсон) появились молодые балетмейстеры, упорно искавшие новое содержание и новые формы. Возродились забытые жанры и формы (одноактный балет, балет-симфония, балет-плакат), обогатилась танц. лексика. Наиболее значительные работы 6070-гг.: постановки Якобсона "Клоп" Отказова и Фиртича (1962) и "Двенадцать" Тищенко (1964) оба в Т-ре им. Кирова; Н. Д. Касаткиной и В. Ю. Василёва "Героическая поэма" Каретникова (1964, Большой т-р), "Весна священная" (1965, Москва, Большой т-р; 1970, Ленингр. Малый т-р); "Сотворение мира" Петрова (1971, Т-р им. Кирова); О. М. Виноградова "Ромео и Джульетта" (1965, Новосибирский т-р; 1976, Ленингр. Малый т-р); "Асель" Власова (1967, Большой т-р), "Горянка" Кажлаева (1968, Т-р им. Кирова), "Ярославна" Тищенко (1974, Ленингр. Малый т-р); Бельского "Конёк-Горбунок" Щедрина (1963, Ленингр. Малый т-р); Е. Я. Чанги "Прометей" Аристакесяна (1967, Т-р им. Спендиарова); Григоровича "Легенда о любви" (1961, Т-р им. Кирова), "Спартак" (1968, Большой т-р), "Иван Грозный" (1975, там же); "Ангара" Эшпая (1976, там же) и новые редакции балетов П. И. Чайковского. Был осуществлён ряд постановок новых балетов в Большом т-ре "Кармен-сюита" (1967, балетм. А. Алонсо); "Икар" Слонимского (1971; 2-я ред. 1976, балетм. В. В. Васильев), "Анна Каренина" (1972, балетм. М. М. Плисецкая, Н. И. Рыженко и В. В. Смирнов-Голованов), "Чайка" Щедрина (1980, балетм. Плисецкая), "Макбет" Молчанова (1980, балетм. В. В. Васильев). Значительными пост. в др. т-рах стали работы Р. Г. Ахундовой и М. Д. Мамедова в Баку ("Тени Кобустана" Ф. Караева, 1969; "Семь красавиц", 1978), А. Ф. Шикеро в Киеве ("Каменный властелин" Губаренко, 1969), М. О. Мурдмаа в Таллине ("Иоанна Тентата" Тамберга, 1971; "История Ансельма" Сумера, 1978), Г. Д. Алексидзе в Тбилиси ("Медея" Габичвадзе, 1978), H. H. Боярчикова в Перми и Ленинграде ("Царь Борис" на муз. Прокофьева, 1975 и 1978; "Орфей и Эвридика" Журбина, 1977 и 1979), Г. А. Майорова в Киеве ("Чиполлино" К. Хачатуряна, 1974), И. А. Чернышёва в Куйбышеве ("Ангара" Эшпая, 1977), В. Н. Елизарьева в Минске ("Сотворение мира", 1976; "Тиль Уленшпигель" Глебова 1978), У. Сарбагишева во Фрунзе ("Материнское поле" Молдобасанова, 1975). В этих балетах каждая тема трактовалась с позиций современности, человек раскрывался во всей сложности, в многогранных взаимоотношениях с действительностью. Не ограничиваясь изложением сюжета, балетмейстеры создавали образы ёмкие, многозначные, нередко прибегали к поэтич. метафоре. Примечателен вновь возродившийся интерес к шекспировской тематике. Балет "Ромео и Джульетта" обрёл новую жизнь в т-рах Новосибирска, Перми, Киева, Таллина, Москвы. Неск. балетмейстеров обратились к сюжету "Гамлета": балеты поставили H. A. Долгушин (под назв. "Размышления" на муз. Чайковского, Ленингр. Малый т-р, 1970), K. M. Сергеев (комп. Н. П. Червинский, Т-р им. Кирова, 1970), В. М. Чабукиани (комп. Р. К. Габичвадзе, Т-р им. Палиашвили, 1971), М. М. Мнацаканян (на муз. Д. Д. Шостаковича, Петрозаводский музыкально-драматич. т-р, 1971). В 1980 в Т-ре им. Кирова балетм. Виноградов пост. "Ревизор" А. Чайковского. В 6070-х гг. популярность приобрели артисты: Н. В. Тимофеева, Е. С. Максимова, Н. И. Бессмертнова, Н. И. Сорокина, А. И. Сизова, А. Е. Осипенко, H. A. Кургапкина, М. В. Кондратьева, Г. Т. Комлева, С. Д. Адырхаева, В. В. Васильев, М. Э. Лиепа, М. Л. Лавровский, Ю. В. Соловьёв, Ю. К. Владимиров, H. A. Долгушин, В. Н. Гуляев, В. В. Тихонов, В. М. Гордеев, А. Ю. Богатырёв, Б. Б. Акимов, В. А. Левашов, И. С. Дроздова, B. C. Тедеев, Т. И. Фесенко, Ю. М. Сидоров, С. В. Викулов, О. Н. Моисеева, B. C. Муханова, Л. В. Гершунова, И. В. Меновщикова, Л. И. Семеняка, Н. В. Павлова, М. А. Сабирова, Б. Р. Кариева, Т. Рандвийр, В. Ф. Калиновская, Н. Л. Семизорова, Т. А. Таякина, В. П. Ковтун, Х. А. Пуур, Т. Хярм, В. Ш. Галстян и другие.
Балетные коллективы часто выезжают за рубеж, утверждая мировую славу сов. хореографич. иск-ва; хореографы осуществили ряд постановок в социалистич. странах, во Франции, Швеции, Австрии, Финляндии, Чили и другие. Сов. специалисты явились организаторами хореографич. уч-щ в Японии, на Кубе, в Египте, Алжире и мн. др. странах. С 1969 в Москве проводится Междунар. конкурс артистов балета. Молодые артисты сов. балета не раз завоёвывали первые места на конкурсах в Болгарии (Варна), Японии и другие. странах.
В СССР (на 1980) 47 театров оперы и балета; балеты ставятся также в муз. театрах, иногда в т-рах оперетты и муз. комедии. Работают 16 хореографич. уч-щ и 3 отделения при средних муз. школах и школах иск-в.
Лит.: Слонимский Ю., Советский балет, М. Л., 1950; его же, В честь танца, М., 1968; Музыкальный театр и современность. Вопросы развития советского балета. [Сб.], М., 1962; Музыка советского балета. Сб. ст., М., 1962; Львов-Анохин Б., Новое о советском балете, М., 1966; Красовская В., Статьи о балете, [Л., 1967]; Ванслов В. В., Балеты Григоровича и проблемы хореографии, 2 изд., М., 1971; Советский балетный театр. Сб. ст., М., 1976; Шумилова Э. И., Правда балета, М., 1976; Музыка и хореография современного балета, вып. 13, Л., 197479. Смотри также лит-ру при очерках о республиках, городах, отдельных т-рах.Е. Я. Суриц.
"Иосиф Прекрасный". Большой театр (экспериментальная сцена). Балетм. К. Голейзовский
"Красный мак". Большой театр. Балетм. Л. Лащилин и В. Тихомиров
"Золушка". Большой театр. Балетм. Р. Захаров
"Ромео и Джульетта". Большой театр. Балетм. Л. Лавровский
"Легенда о любви". Большой театр. Балетм. Ю. Григорович
"Девичья башня". Азербайджанский театр оперы и балета им. М. Ахундова. Балетм. Г. Алмасзаде
"Красный вихрь". Ленинградский театр оперы и балета. Балетм. Ф. Лопухов
"Горянка". Ленинградский театр оперы и балета им. С. М. Кирова. Балетм. О. Виноградов
"Ленинградская симфония". Ленинградский театр оперы и балета им. С. М. Кирова. Балетм. И. Бельский
"Золотой век". Ленинградский театр оперы и балета им. С. М. Кирова. Балетм. В. Вайнонен
"Лесная песня". Украинский академический театр оперы и балета им. Т. Г. Шевченко. Балетм. В. Вронский
"Сакта свободы". Театр оперы и балета Латвийской ССравни Балетм. Е. Чанга
"Отелло". Грузинский театр оперы и балета им. З. Палиашвили. Балетм. В. Чабукиани
"Рассвет". Молдавский театр оперы и другие.мы им. А. С. Пушкина. Балетм. В. Варковицкий
"Красавица Ангара". Бурятский театр оперы и балета. Балетм. М. Заславский
"Чолпон". Киргизский театр оперы и балета. Балетм. Л. Крамаревский
"Алдар-Косе". Туркменский театр оперы и балета им. Махтумкули. Балетм. Н. Холфин
"Шурале". Татарский театр оперы и балета им. Мусы Джалиля. Балетм. Д. Абиров
"Иосиф Прекрасный". Большой театр (экспериментальная сцена). Балетм. К. Голейзовский
"Красный мак". Большой театр. Балетм. Л. Лащилин и В. Тихомиров
"Золушка". Большой театр. Балетм. Р. Захаров
"Ромео и Джульетта". Большой театр. Балетм. Л. Лавровский
"Легенда о любви". Большой театр. Балетм. Ю. Григорович
"Девичья башня". Азербайджанский театр оперы и балета им. М. Ахундова. Балетм. Г. Алмасзаде
"Красный вихрь". Ленинградский театр оперы и балета. Балетм. Ф. Лопухов
"Горянка". Ленинградский театр оперы и балета им. С. М. Кирова. Балетм. О. Виноградов
"Ленинградская симфония". Ленинградский театр оперы и балета им. С. М. Кирова. Балетм. И. Бельский
"Золотой век". Ленинградский театр оперы и балета им. С. М. Кирова. Балетм. В. Вайнонен
"Лесная песня". Украинский академический театр оперы и балета им. Т. Г. Шевченко. Балетм. В. Вронский
"Сакта свободы". Театр оперы и балета Латвийской ССравни Балетм. Е. Чанга
"Отелло". Грузинский театр оперы и балета им. З. Палиашвили. Балетм. В. Чабукиани
"Рассвет". Молдавский театр оперы и другие.мы им. А. С. Пушкина. Балетм. В. Варковицкий
"Красавица Ангара". Бурятский театр оперы и балета. Балетм. М. Заславский
"Чолпон". Киргизский театр оперы и балета. Балетм. Л. Крамаревский
"Алдар-Косе". Туркменский театр оперы и балета им. Махтумкули. Балетм. Н. Холфин
"Шурале". Татарский театр оперы и балета им. Мусы Джалиля. Балетм. Д. Абиров
Балет. Энциклопеди. - М.: Большая Советская энциклопедия. Главный редактор Ю.Н.Григорович. 1981.