Советский балет

Советский балет
СОВÉТСКИЙ БАЛÉТ. Сов. балетное иск-во освоило богатейшее художеств. наследие дореволюц. русского балета. После Окт. революции 1917 С. б. стал развиваться как часть новой культуры, многонац. и единой по художеств. принципам. В первые послереволюц. годы балетному т-ру пришлось преодолевать серьёзные трудности. Возникли проблемы воспитания новых кадров (мн. артисты и балетмейстеры оказались за пределами Родины), сохранения и обновления репертуара. 1920-е гг. характеризовались борьбой направлений. Сторонники идей Пролеткульта утверждали, что классич. танец и балет в том виде, какими они были до революции, уже отжили. Мастера балета отстаивали ценность классич. наследия. Поиски нового содержания вызвали к жизни и новую хореографич. лексику. В многочисл. студиях культивировались "свободный танец", ритмопластический танец, физкультурный, "танцы машин". Балетмейстеры академич. т-ров также стремились выразить в постановках грандиозные события эпохи. В экспериментаторских поисках родились значительные произв. балетного иск-ва. Используя приёмы массового т-ра, революц. плаката, балетм. Ф. В. Лопухов поставил в Ленингр. театре оперы и балета "Красный вихрь" ("Большевики") Дешевова (1924), где впервые на балетной сцене был воссоздан образ революции. Язык аллегории и символов послужил основой для его балета "Величие мироздания" на муз. 4-й симфонии Л. Бетховена (1923), первой танцсимфонии, где наметились новые связи танца и музыки. Обращаясь к традициям нар. театр. жанров, всегда действенных и окрашенных сатирически, балетмейстер пост. балеты И. Ф. Стравинского "Пульчинелла" (1926) и "Байка про Лису..." (1927). Принципы "большого балета" 19 в. развивались в спектакле Лопухова "Ледяная дева" (1927). В миниатюрах балетм. К. Я. Голейзовского, поставленных в студии Камерный балет (1922–25) на музыку К. Дебюсси ("Фавн"), С. С. Прокофьева ("Мимолётности"), А. Н. Скрябина, Н. К. Метнера и другие. передавалось эмоциональное ощущение совр. действительности, раскрывался внутренний мир человека. Наиболее значительной его постановкой был балет "Иосиф Прекрасный" (1925, Большой т-р), где на материале библейской легенды раскрывалась тема победы духовного начала над тупой деспотич. силой. Новизна постановок Голейзовского проявилась в их танц. лексике. Усложнённая сценич. площадка в спектаклях "Фавн" и "Иосиф Прекрасный" позволяла интересно группировать танцовщиков, лексика танца обогащалась за счёт необычных ракурсов, поддержек, сочетаний движений, форм свободного, физкультурно-акробатич. танца. В 1927 был поставлен первый сов. многоактный балет "Красный мак" ("Красный цветок", балетм. Л. А. Лащилин и В. Д. Тихомиров), посв. революц. событиям в Китае. На балетной сцене впервые появился совр. положительный герой. Авторы балета, сохранив форму спектакля 19 в. с танц. дивертисментом, пантомимными сценами и феерией (сцена сна), модернизировали отдельные её части, использовав находки смежных иск-в и эстрадного танца. Матросский танец "Яблочко" – первый опыт в создании массовых героич. плясок, к-рые стали одним из завоеваний балетного т-ра последующих 30-х гг. Тенденция к психологизации, проявившаяся в образе Tao Хоа (Е. В. Гельцер), сближала балет с хореографич. драмой, ставшей осн. жанром балетного спектакля последующих лет.

В 30–40-е гг. балетмейстеры в поисках нового содержания искали поддержку в лит-ре, драматич. иск-ве. В спектаклях, созданных по мотивам произв. A. C. Пушкина, У. Шекспира, Н. В. Гоголя, Лопе де Вега, О. де Бальзака, обязательным было наличие сквозного действия, чётко очерченных характеров. Интерес к индивидуализации образов, к их психологич. раскрытию предопределил характер лучших спектаклей. Программное значение приобрели "Бахчисарайский фонтан" (1934, балетм. Р. В. Захаров), "Ромео и Джульетта" (1940, балетм. Л. М. Лавровский). Постановщики не обращались к большим классич. ансамблям, но широко пользовались игровым драматизированным танцем, пантомимой. Обогащение лексики шло гл. обр. за счёт использования фольклора. Одно из крупных достижений 30–40-х гг. – создание героич. народно-танц. образов, преим. массовых, основанных на нац. материале: танец басков – "Пламя Парижа" (1932, балетм. В. И. Вайнонен), груз. танец хоруми – "Сердце гор" (1938, балетм. В. М. Чабукиани).

В 20–30-х гг. шёл процесс становления нового исполнительского стиля С. б. М. Т. Семёнова выявляла в классич. танце гармонию насыщая его энергией, придавая образам благородную величественность. В бравурности танца А. Н. Ермолаева и Чабукиани проявилось новое действенное восприятие жизни. Г. С. Уланова – одна из выдающихся совр. танцовщиц-актрис – по-новому трактовала партии в старых балетах ("Жизель", "Лебединое озеро"), создавая образы большой трагич. глубины (Мария, Джульетта). Её героини были наделены стойкостью, искренностью, скрытой силой чувств. Представителем лирико-романтич. направления был K. M. Сергеев. Мастерство О. В. Лепешинской утверждало активное жизнерадостное мироощущение. Значительное место в хореографич. иск-ве заняли Т. М. Вечеслова, Н. М. Дудинская, H. A. Анисимова, Ф. И. Балабина, О. Г. Иордан, A. M. Мессерер, М. М. Габович.

Балетные коллективы были созданы в Свердловске (1922), Баку (1920), Ташкенте (Русский оперный т-р, 1918), Саратове (1928), Куйбышеве (1931), Горьком (1935) и др. В нач. 30-х гг. сформировались новые коллективы в Москве – Художеств. балет под рук. В. В. Кригер (с 1941 влился в Т-р им. Станиславского и Немировича-Данченко), где работали балетм. В. П. Бурмейстер, Н. С. Холфин, и Ленинграде – балетная труппа Малого оперного т-ра (с 1964 Малый театр оперы и балета), где ставили спектакли Лопухов, В. А. Варковицкий, Б. А. Фенстер. К кон. 30-х гг. балетные труппы сложились почти во всех союзных и во мн. автономных республиках. Там, где до Окт. революции имелись рус. оперные т-ры и своя нац. танц. культура (иногда и сценич. танец), балет формировался быстрее, опираясь на эти традиции. В УССР в 1919–20 работали постоянные балетные коллективы в оперных т-рах Харькова и Киева, с 1923 – Одессы (позднее были открыты т-ры в Донецке, 1944, и Львове, 1940). В Груз. ССР проф. балет начал формироваться в 20-е гг. В БССР в 1930–33 работала студия, т-р открылся в 1933. В республиках Сравни Азии наметился особый путь развития балетного иск-ва – создание театрального (сценич.) танца, основанного на нар. творчестве. В Узб. ССР в 20-х гг. формировались музыкально-этнографич. коллективы, из к-рых был образован Узб. муз. т-р (1929); из музыкально-хореографич. кружков и коллективов возникли музыкально-драматич. т-ры в Казах. ССР (1934), Тадж. ССР (1936) и Кирг. ССР (1936), в Туркм. ССР – на базе оперной студии при драматич. т-ре (1937). На их основе открылись оперные т-ры с балетными труппами: в Ташкенте (1939), Алма-Ате (1937), Душанбе (1940), Ашхабаде (1941), Фрунзе (1942). Начали работать оперно-балетные т-ры и в авт. республиках: в Тат. АССР (1939), Бурят. АССР (1939, музыкально-драматич., с 1948 – оперы и балета), в Башк. АССР (1941).

В 30–40-х гг. были созданы мн. нац. балеты, в т. ч.: в УССР – первый нац. балет "Пан Каневский" Вериковского (1931, балетм. В. К. Литвиненко), "Лилея" (1940, балетм. Г. А. Берёзова); "Лесная песня" Скорульского (1946, балетм. С. Н. Сергеев); в Груз. ССР – "Мзечабуки" А. Баланчивадзе (1936; балетм. В. М. Чабукиани, 1938; 2-я ред. "Сердце гор"); в Азерб. ССР – "Девичья башня" (1940, балетм. С. Н. Кеворков, В. И. Вронский); в Арм. ССР – "Счастье" Хачатуряна (1939, балетм. И. И. Арбатов; 2-я ред. "Гаянэ", 1942, балетм. H. A. Анисимова), "Хандут" на муз. A. A. Спендиарова (1945, балетм. И. И. Арбатов); в БССР – "Соловей" Крошнера (1939, балетм. А. Н. Ермолаев); в Узб. ССР – "Шахида" Таля (1939, балетм. А. Р. Томский), "Гуляндом" Брусиловского (1940, балетм. Арбатов и Т. Ханум); в Казах. ССР – "Калкаман и Мамыр" Великанова (1938, балетм. Л. А. Жуков); в Кирг. ССР – "Анар" Власова и Фере (1940, балетм. Н. С. Холфин); в Тадж. ССР – "Ду гуль" ("Две розы") Ленского (1941, балетм. К. Я. Голейзовский и Г. Р. Валамат-заде); в Туркм. ССР – "Алдар-Косе" ("Весёлый обманщик") Корчмарёва (1942, балетм. Холфин); в Башк. АССР – "Журавлиная песня" (1944, балетм. Анисимова); в Тат. АССР – "Шурале" (1945, балетм. Жуков, Г. Х. Тагиров). В этих постановках осваивалась прежде всего наиболее типичная для 30–50-х гг. форма многоактного драматич. балета, сочетался классич. танец с национальным, широко использовались нар. пляски, обряды. Их тематика – нац. легенды, освободит. борьба народа, события колхозной жизни. Формированию нац. балетных кадров способствовало обучение одарённых детей из разных республик в хореографич. уч-щах Ленинграда и Москвы. К кон. 30-х гг. и в 40-е гг. известность получили артисты Г. Г. Алмасзаде (Азерб. ССР), Е. Л. Гварамадзе (Груз. ССР), Б. Бейшеналиева и Н. С. Тугелов (Кирг. ССР), К. Джапаров (Туркм. ССР), М. Тургунбаева (Узб. ССР), А. И. Гаврилова (УССР), З. А. Насретдинова и Х. Г. Сафиуллин (Башк. АССР). Во мн. республиках работали рус. балетмейстеры (Голейзовский, Лопухов, Ермолаев, Л. В. Якобсон, Холфин и другие.), особенно в период подготовки декад и дней лит-ры и иск-ва, к-рые проводились в Москве с 1936; в этой работе участвовали также рус. композиторы, художники, педагоги. Опыт рус. мастеров перенимали молодые балетмейстеры из республик. Позднее мн. из них учились на балетмейстерском отделении ГИТИСа в Москве.

В годы Великой Отечеств. войны 1941–45 балетные коллективы страны и хореографич. уч-ща не прекращали работы. Были созданы новые спектакли: в Т-ре им. Кирова (эвакуировался в Пермь) – "Гаянэ" (1942, балетм. Анисимова), в Т-ре им. Станиславского и Немировича-Данченко – "Лола" (1943, балетм. Бурмейстер), в Большом т-ре (эвакуировался в Куйбышев) – "Алые паруса" Юровского (1942, балетм. А. И. Радунский, Н. М. Попко, Л. А. Поспехин).

В 40–50-е гг. выдвинулись новые исполнители. Сформировался талант драматич. танцовщицы А. Я. Шелест. Начала выступать М. М. Плисецкая, чей танец всегда полон экспрессии и патетики. Большую популярность завоевали: в РСФСР – И. А. Колпакова, P. C. Стручкова, В. Т. Бовт, Л. И. Крупенина, Р. К. Карельская, Г. Н. Кириллова, С. Н. Головкина, Т. А. Зимина, Ю. Т. Жданов, Г. К. Фарманянц, Ю. Г. Кондратов, Б. Я. Брегвадзе, Н. Б. Фадеечев; на Украине – Л. П. Герасимчук, Е. М. Потапова, H. A. Апухтин, A. A. Белов; в Белоруссии – A. B. Николаева и С. В. Дречин; в Грузии – И. А. Алексидзе, В. В. Цигнадзе, З. М. Кикалейшвили; в Армении – Л. П. Воинова-Шиканян, Р. Л. Тавризиан, Т. Г. Григорян, А. Т. Гарибян; в Азербайджане – Л. М. Векилова, М. Д. Мамедов; в Узбекистане – Г. Б. Измайлова; в Таджикистане – Л. Захидова; в Бурятии – Л. П. Сахьянова; в Латвии – A. A. Приеде, Я. Д. Панкрат, А. Я. Лемберг, В. Э. Вилцинь; в Литве – Т. М. Свентискайте; в Эстонии – В. А. Хагус, А. Койт, Э. К. Йоасоо.

Было поставлено мн. новых спектаклей, в их числе – "Золушка" (1945, Большой т-р); "Мнимый жених" Чулаки (1946, Малый т-р оперы и балета), "Медный всадник" (Т-р им. Кирова) и "Юность" (Ленингр. Малый т-р, оба – 1949). Обогатился репертуар в т-рах: Груз. ССР – были созданы балеты "Синатле" Киладзе (1947), "Горда" Торадзе (1949), "Отелло" Мачавариани (1957 – все балетм. Чабукиани); Азерб. ССР – "Семь красавиц" (1952, балетм. П. А. Гусев) и "Тропою грома" (1960, балетм. К. М. Сергеев); Арм. ССР – "Севан" Егиазаряна (1956, балетм. Арбатов), "Мармар" Оганесяна (1957, балетм. тот же); Узб. ССР – "Мечта" Акбарова (1959, балетм. Г. Б. Измайлова, Б. К. Завьялов); Казах. ССР – "Камбар и Назым" Великанова (1950, балетм. М. Ф. Моисеев); Кирг. ССР – "Чолпон" Раухвергера (1944, балетм. Л. М. Крамаревский); Тадж. ССР – "Лейли и Меджнун" (1947, балетм. Валамат-заде); Туркм. ССР – "Акпамык" Зноско-Боровского и Мухатова (1945, балетм. К. Джапаров). Значительных успехов достигли балетные т-ры Литвы, Латвии, Эстонии, где со 2-й пол. 40-х гг. начался процесс освоения опыта сов. хореографич. иск-ва. Первые сов. балеты были созданы: в Латв. ССР – "Лайма" Лепиня (1947, балетм. Е. А. Тангиева-Бирзниек) и "Сакта свободы" (1950, балетм. Е. Я. Чанга); в Литов. ССР – "На берегу моря" Юзелюнаса (1953, балетм. В. В. Гривицкас и A. M. Mecceрер); в Эст. ССР – "Калевипоэг" (1948, балетм. Х. Ю. Тохвельман) и "Золотопряхи" (1956, балетм. В. Х. Пяри), оба – Э. Каппа. В Молд. ССравни где балетная труппа в оперном т-ре начала работать в 1957, были пост. нац. балеты – "Рассвет" Загорского (балетм. В. А. Варковицкий) и "Сломанный меч" Лазарева (балетм. Н. В. Данилова и С. В. Дречин), оба – 1960. Новые спектакли появились в Бурят. АССР – "Красавица Ангара" Книппера и Ямпилова (1959, балетм. М. С. Заславский) и в музыкально-драматич. т-рах Якут. АССравни Карел. АССравни Удм. АССравни Коми АССР и другие.>. В РСФСР возникли новые оперно-балетные т-ры в Новосибирске (1945), Челябинске (1955) и др. городах.

В 60–70-х гг. С. б., развивая лучшие достижения как предшествующего периода, так и иск-ва 20-х гг., преодолел имевшиеся недостатки: одностороннюю драматизацию, танц. бедность с одной стороны, подмену содержательного танца феерией и дивертисментами – с другой. Возросла роль музыки в балетных спектаклях. Танец стал осн. выразит. средством. Начало этому направлению положили работы сов. балетмейстеров уже в конце 50-х гг. В спектаклях Ю. Н. Григоровича – "Каменный цветок" Прокофьева (1957) и И. Д. Бельского – "Берег надежды" Петрова (1959) содержание раскрывалось в развитии музыкально- хореографич. образов. Наряду со старыми мастерами (Голейзовский, Якобсон) появились молодые балетмейстеры, упорно искавшие новое содержание и новые формы. Возродились забытые жанры и формы (одноактный балет, балет-симфония, балет-плакат), обогатилась танц. лексика. Наиболее значительные работы 60–70-гг.: постановки Якобсона – "Клоп" Отказова и Фиртича (1962) и "Двенадцать" Тищенко (1964) – оба в Т-ре им. Кирова; Н. Д. Касаткиной и В. Ю. Василёва – "Героическая поэма" Каретникова (1964, Большой т-р), "Весна священная" (1965, Москва, Большой т-р; 1970, Ленингр. Малый т-р); "Сотворение мира" Петрова (1971, Т-р им. Кирова); О. М. Виноградова – "Ромео и Джульетта" (1965, Новосибирский т-р; 1976, Ленингр. Малый т-р); "Асель" Власова (1967, Большой т-р), "Горянка" Кажлаева (1968, Т-р им. Кирова), "Ярославна" Тищенко (1974, Ленингр. Малый т-р); Бельского – "Конёк-Горбунок" Щедрина (1963, Ленингр. Малый т-р); Е. Я. Чанги – "Прометей" Аристакесяна (1967, Т-р им. Спендиарова); Григоровича – "Легенда о любви" (1961, Т-р им. Кирова), "Спартак" (1968, Большой т-р), "Иван Грозный" (1975, там же); "Ангара" Эшпая (1976, там же) и новые редакции балетов П. И. Чайковского. Был осуществлён ряд постановок новых балетов в Большом т-ре – "Кармен-сюита" (1967, балетм. А. Алонсо); "Икар" Слонимского (1971; 2-я ред. 1976, балетм. В. В. Васильев), "Анна Каренина" (1972, балетм. М. М. Плисецкая, Н. И. Рыженко и В. В. Смирнов-Голованов), "Чайка" Щедрина (1980, балетм. Плисецкая), "Макбет" Молчанова (1980, балетм. В. В. Васильев). Значительными пост. в др. т-рах стали работы Р. Г. Ахундовой и М. Д. Мамедова в Баку ("Тени Кобустана" Ф. Караева, 1969; "Семь красавиц", 1978), А. Ф. Шикеро в Киеве ("Каменный властелин" Губаренко, 1969), М. О. Мурдмаа в Таллине ("Иоанна Тентата" Тамберга, 1971; "История Ансельма" Сумера, 1978), Г. Д. Алексидзе в Тбилиси ("Медея" Габичвадзе, 1978), H. H. Боярчикова в Перми и Ленинграде ("Царь Борис" на муз. Прокофьева, 1975 и 1978; "Орфей и Эвридика" Журбина, 1977 и 1979), Г. А. Майорова в Киеве ("Чиполлино" К. Хачатуряна, 1974), И. А. Чернышёва в Куйбышеве ("Ангара" Эшпая, 1977), В. Н. Елизарьева в Минске ("Сотворение мира", 1976; "Тиль Уленшпигель" Глебова 1978), У. Сарбагишева во Фрунзе ("Материнское поле" Молдобасанова, 1975). В этих балетах каждая тема трактовалась с позиций современности, человек раскрывался во всей сложности, в многогранных взаимоотношениях с действительностью. Не ограничиваясь изложением сюжета, балетмейстеры создавали образы ёмкие, многозначные, нередко прибегали к поэтич. метафоре. Примечателен вновь возродившийся интерес к шекспировской тематике. Балет "Ромео и Джульетта" обрёл новую жизнь в т-рах Новосибирска, Перми, Киева, Таллина, Москвы. Неск. балетмейстеров обратились к сюжету "Гамлета": балеты поставили – H. A. Долгушин (под назв. "Размышления" на муз. Чайковского, Ленингр. Малый т-р, 1970), K. M. Сергеев (комп. Н. П. Червинский, Т-р им. Кирова, 1970), В. М. Чабукиани (комп. Р. К. Габичвадзе, Т-р им. Палиашвили, 1971), М. М. Мнацаканян (на муз. Д. Д. Шостаковича, Петрозаводский музыкально-драматич. т-р, 1971). В 1980 в Т-ре им. Кирова балетм. Виноградов пост. "Ревизор" А. Чайковского. В 60–70-х гг. популярность приобрели артисты: Н. В. Тимофеева, Е. С. Максимова, Н. И. Бессмертнова, Н. И. Сорокина, А. И. Сизова, А. Е. Осипенко, H. A. Кургапкина, М. В. Кондратьева, Г. Т. Комлева, С. Д. Адырхаева, В. В. Васильев, М. Э. Лиепа, М. Л. Лавровский, Ю. В. Соловьёв, Ю. К. Владимиров, H. A. Долгушин, В. Н. Гуляев, В. В. Тихонов, В. М. Гордеев, А. Ю. Богатырёв, Б. Б. Акимов, В. А. Левашов, И. С. Дроздова, B. C. Тедеев, Т. И. Фесенко, Ю. М. Сидоров, С. В. Викулов, О. Н. Моисеева, B. C. Муханова, Л. В. Гершунова, И. В. Меновщикова, Л. И. Семеняка, Н. В. Павлова, М. А. Сабирова, Б. Р. Кариева, Т. Рандвийр, В. Ф. Калиновская, Н. Л. Семизорова, Т. А. Таякина, В. П. Ковтун, Х. А. Пуур, Т. Хярм, В. Ш. Галстян и другие.

Балетные коллективы часто выезжают за рубеж, утверждая мировую славу сов. хореографич. иск-ва; хореографы осуществили ряд постановок в социалистич. странах, во Франции, Швеции, Австрии, Финляндии, Чили и другие. Сов. специалисты явились организаторами хореографич. уч-щ в Японии, на Кубе, в Египте, Алжире и мн. др. странах. С 1969 в Москве проводится Междунар. конкурс артистов балета. Молодые артисты сов. балета не раз завоёвывали первые места на конкурсах в Болгарии (Варна), Японии и другие. странах.

В СССР (на 1980) 47 театров оперы и балета; балеты ставятся также в муз. театрах, иногда в т-рах оперетты и муз. комедии. Работают 16 хореографич. уч-щ и 3 отделения при средних муз. школах и школах иск-в.


Лит.: Слонимский Ю., Советский балет, М. – Л., 1950; его же, В честь танца, М., 1968; Музыкальный театр и современность. Вопросы развития советского балета. [Сб.], М., 1962; Музыка советского балета. Сб. ст., М., 1962; Львов-Анохин Б., Новое о советском балете, М., 1966; Красовская В., Статьи о балете, [Л., 1967]; Ванслов В. В., Балеты Григоровича и проблемы хореографии, 2 изд., М., 1971; Советский балетный театр. Сб. ст., М., 1976; Шумилова Э. И., Правда балета, М., 1976; Музыка и хореография современного балета, вып. 1–3, Л., 1974–79. Смотри также лит-ру при очерках о республиках, городах, отдельных т-рах.


Е. Я. Суриц.


"Иосиф Прекрасный". Большой театр (экспериментальная сцена). Балетм. К. Голейзовский
"Красный мак". Большой театр. Балетм. Л. Лащилин и В. Тихомиров
"Золушка". Большой театр. Балетм. Р. Захаров
"Ромео и Джульетта". Большой театр. Балетм. Л. Лавровский
"Легенда о любви". Большой театр. Балетм. Ю. Григорович
"Девичья башня". Азербайджанский театр оперы и балета им. М. Ахундова. Балетм. Г. Алмасзаде
"Красный вихрь". Ленинградский театр оперы и балета. Балетм. Ф. Лопухов
"Горянка". Ленинградский театр оперы и балета им. С. М. Кирова. Балетм. О. Виноградов
"Ленинградская симфония". Ленинградский театр оперы и балета им. С. М. Кирова. Балетм. И. Бельский
"Золотой век". Ленинградский театр оперы и балета им. С. М. Кирова. Балетм. В. Вайнонен
"Лесная песня". Украинский академический театр оперы и балета им. Т. Г. Шевченко. Балетм. В. Вронский
"Сакта свободы". Театр оперы и балета Латвийской ССравни Балетм. Е. Чанга
"Отелло". Грузинский театр оперы и балета им. З. Палиашвили. Балетм. В. Чабукиани
"Рассвет". Молдавский театр оперы и другие.мы им. А. С. Пушкина. Балетм. В. Варковицкий
"Красавица Ангара". Бурятский театр оперы и балета. Балетм. М. Заславский
"Чолпон". Киргизский театр оперы и балета. Балетм. Л. Крамаревский
"Алдар-Косе". Туркменский театр оперы и балета им. Махтумкули. Балетм. Н. Холфин
"Шурале". Татарский театр оперы и балета им. Мусы Джалиля. Балетм. Д. Абиров


"Иосиф Прекрасный". Большой театр (экспериментальная сцена). Балетм. К. Голейзовский


"Красный мак". Большой театр. Балетм. Л. Лащилин и В. Тихомиров


"Золушка". Большой театр. Балетм. Р. Захаров


"Ромео и Джульетта". Большой театр. Балетм. Л. Лавровский


"Легенда о любви". Большой театр. Балетм. Ю. Григорович


"Девичья башня". Азербайджанский театр оперы и балета им. М. Ахундова. Балетм. Г. Алмасзаде


"Красный вихрь". Ленинградский театр оперы и балета. Балетм. Ф. Лопухов


"Горянка". Ленинградский театр оперы и балета им. С. М. Кирова. Балетм. О. Виноградов


"Ленинградская симфония". Ленинградский театр оперы и балета им. С. М. Кирова. Балетм. И. Бельский


"Золотой век". Ленинградский театр оперы и балета им. С. М. Кирова. Балетм. В. Вайнонен


"Лесная песня". Украинский академический театр оперы и балета им. Т. Г. Шевченко. Балетм. В. Вронский


"Сакта свободы". Театр оперы и балета Латвийской ССравни Балетм. Е. Чанга


"Отелло". Грузинский театр оперы и балета им. З. Палиашвили. Балетм. В. Чабукиани


"Рассвет". Молдавский театр оперы и другие.мы им. А. С. Пушкина. Балетм. В. Варковицкий


"Красавица Ангара". Бурятский театр оперы и балета. Балетм. М. Заславский


"Чолпон". Киргизский театр оперы и балета. Балетм. Л. Крамаревский


"Алдар-Косе". Туркменский театр оперы и балета им. Махтумкули. Балетм. Н. Холфин


"Шурале". Татарский театр оперы и балета им. Мусы Джалиля. Балетм. Д. Абиров


Балет. Энциклопеди. - М.: Большая Советская энциклопедия. . 1981.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "Советский балет" в других словарях:

  • Балет в филателии — Почтовая марка СССР (1969): I Международный конкурс артистов балета в Москве Тема балета в филателии составляет одно из направлений тематического коллекционирования почтовых марок и других филателистических материалов, посвящённых балетным… …   Википедия

  • Балет — БАЛÉТ (франц. ballet, от итал. balletto, от позднелат. ballo – танцую), вид музыкально театрального иск ва, содержание к рого выражается в хореографич. образах. В ряду др. иск в Б. принадлежит к зрелищным синтетич., пространственно временным …   Балет. Энциклопедия

  • Балет — (франц. ballet, от итал. balletto, от позднелат. ballo танцую)         вид сценического искусства, содержание которого выражается в танцевально музыкальных образах. Термин «Б.» служит преимущественно для обозначения европейского Б., сложившегося… …   Большая советская энциклопедия

  • Балет — На сцене Театра оперы и балета имени С. М. Кирова. На сцене Театра оперы и балета имени С. М. Кирова. Санкт Петербург. Балет. С середины 30 х гг. XVIII в. в Петербурге стали регулярными придворные балетные представления. В 1738 в Петербурге… …   Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

  • Балет —         (франц. ballet, от итал. balletto, от позднелат. ballo танцую) вид сценич. иск ва; спектакль, содержание к рого воплощается в муз. хореографич. образах. На основе общего драматургич. плана (сценария) Б. соединяет музыку, хореографию… …   Музыкальная энциклопедия

  • «Балет» — литературно критический и историко теоретический журнал, с 1981 (до 1991 «Советский балет»), Москва. Учредители (1998)  члены творческого совета журнала и Министерство культуры Российской Федерации. 6 номеров в год, 1 раз в год дайджест на… …   Энциклопедический словарь

  • Советский образ жизни — распространённое в СССР словосочетание, обозначающее устоявшуюся, типичную для социальных отношений форму индивидуальной, групповой жизни и деятельности граждан СССР, характеризующую особенность их общения, поведения и склада мышления в различных …   Википедия

  • балет — Первый балетный спектакль в Москве  «Балет об Орфее и Евридике» поставлен в 1673 (или 1675) шведом Н. Лимом. В 1773 при московском Воспитательном доме было открыто балетное отделение. Наряду с выступавшими в Москве с середины XVIII в.… …   Москва (энциклопедия)

  • БАЛЕТ МИРОВОЙ — Великобритания. До гастролей труппы Дягилева и Анны Павловой в Лондоне в 1910 1920 х годах балет был представлен в Англии главным образом выступлениями отдельных известных балерин на сценах мюзик холлов, например датчанки Аделины Жене (1878 1970) …   Энциклопедия Кольера

  • БАЛЕТ В США — В конце 19 в. балетные сцены можно было увидеть только в составе спектаклей, именуемых экстраваганца , которые еще сохранялись на американской сцене. Это были роскошно обставленные музыкальные представления, которые шли на сцене оперных театров… …   Энциклопедия Кольера


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»