- Тамирис Х.
- ТАМИ́РИС (Tamiris) Хелен [наст. фам. Беккер (Becker)] (24.4.1905, Нью-Йорк, 4.8.1966, там же), амер. танцовщица, хореограф, педагог. В 20-х гг. училась в школе при "Метрополитен-опера" (в числе педагогов Р. Галли и М. М. Фокин), танцевала в труппе этого т-ра. С 1927 выступала в США и Европе с собственными постановками, близкими танцу модерн, в к-рых использовала произв. Дж. Гершвина, Ф. Пуленка, Э. Сати и другие. композиторов, а также негритянскую нар. музыку ("Негритянские спиричуэлс", 1928). В 1929 организовала Школу амер. танца, труппу "Данс репертори тиэтр" (работала до 1932), в к-рую входили М. Грэхем, Д. Хамфри, Ч. Вейдман и другие. До 1945 работала в Школе амер. танца, преподавала сценич. движение в др. школах и колледжах. Среди пост.: "Сюита по Уолту Уитмену", Пито (1934), хореографич. цикл "Беспокойство" на муз. разных композиторов (1935), "Доколе, братья?" на муз. негритянских песен протеста (1937), "Аделанта" Пито (1939, на темы поэтов республиканской Испании), "Песнь Свободы" на муз. амер. революц. песен (1941), "Баллады Бэйо" на муз. негритянских песен плантаций (1942). В 1944 обратилась к постановке танцев в фильмах и мьюзиклах ("Анни, возьми своё ружьё!" Бёрлина, 1946; "Фанни" Роума, 1955). Одна из последних постановок групповой танец "Воспоминания" на муз. Чавеса (1965). С 1957 совм. с Д. Негрином возглавила труппу "Тамирис Негрин данс компани". Т. видная представительница танца модерн. Изучала систему К. С. Станиславского, стремилась психологически оправдать каждое движение. В постановках, особенно в 3040-е гг., затрагивала острые социальные проблемы.
Лит.: Schlundt Ch., Tamiris, a chronicle of her dance career, 19271955, N. Y., 1972.Г. А. Комаров.
Балет. Энциклопеди. - М.: Большая Советская энциклопедия. Главный редактор Ю.Н.Григорович. 1981.