- Турецкий балет
- ТУРÉЦКИЙ БАЛÉТ. С древнейших времён в Турции были распространены нар. пляски разных областей и танцы, связанные с религиозными церемониями. Наиболее известны были обряды Ордена "вертящихся" дервишей (осн. в 13 в. поэтом Джалаледдином Руми).
Развитию европ. балета в Турции положила начало осн. в 1947 в Стамбуле при участии Н. де Валуа школа, к-рую возглавила Дж. Ньютон. В 1950 в Анкаре открылся оперный т-р, и школа была преобразована в балетное отделение столичной Консерватории, где преподавали Б. Эплъярд, Л. Мосфорд, М. Лейк, Э. Филлипс и другие. Первое выступление учащихся состоялось в 1949, с 50-х гг. концерты и спектакли (в т.ч. в пост. де Валуа) стали регулярными, но на гл. роли приглашались англ. артисты. В 1960 была показана "Коппелия", где роль Сванильды исполнила выпускница школы Э. Сунал, в 1963 "Спящая красавица" с М. Сюмен в роли Авроры. В 60-е гг. выдвинулись также тур. артистки Б. Окурер, С. Эден, артисты С. Сёкмен, X. Сунал, Г. Тунччекич, О. Турфанда. В т-ре ставятся балеты классич. наследия из репертуара Королевского балета Великобритании (балетм. де Валуа, Ф. Аштон, Дж. Кранко и другие.). В 196569 руководителем был Р. Гластоун. Пост. балеты "Сильвия"; "Принц пагод" Б. Бриттена, "Женщина с кинжалом" на муз. Таркана и другие. В 70-х гг. А. Родригес пост. "Юдифь" на муз. Ишикозлю, "Ромео и Джульетта" (1971) и др. Одним из самых популярных стал поставленный де Валуа балет "У источника" Тюзуна. Турфанда пост. балеты: "Женщина в розовом" на муз. Аксеса (1973), "Бесплодный круг" на муз. Таптика и Танча (1975), "Изящество" (1975) и "Своенравный султан" (1977) оба Кодаллы. В 70-е гг. в репертуар вошли балеты: "Тщетная предосторожность" Герольда, в ред. Аштона (1973), "Соловей" Стравинского в пост. румынки А. Думитреску (1974), "Дон Кихот" в пост. Р. Цулукидзе (1976). Ряд пост. осуществила Д. Айкал, ученица К. Йосса: "Многие" на муз. И. Танча (1973), "Проникновение" и "Куда идут народы" на муз. Усманбаша (1974) и др. Труппу т-ра с 1979 возглавляет Г. Айкал, гл. балетм. Д. Айкал. Ведущие артистки Сюмен, М. Джименлер, Р. Гинташ, Ж. Казбек, Д. Озсойдаш, Д. Олгай; артисты Турфанда, Ё. Аслан, М. Бекен, М. Балкан. В 1971 в Анкаре работала также группа танца модерн, где ряд спектаклей пост. Сёкмен ("Рок" на муз. Равеля, "Трижды два" на муз. Дейвиса, "Жертва" на муз. Сайгуна и другие.).
В Стамбуле в 1960 был открыт Театр оперы и балета (сгорел в 1970) и при нём балетная школа (1970). С 1979 труппой руководит М. Берк, гл. балетм. Г. Макмиллен и О. Турфанда. Родригес пост. балеты "Себастьян" Дж. Менотти (1973), "Танцевальная мелодия" Эркина (1974), "Раймонда" (1976); Т. Болендер "Чудесный мандарин" и "Продолжающийся инцидент" на муз. Копленда (оба 1978); Гюрелли Аруоба "Коппелию" и "Лебединое озеро" (оба 1974); болгарка П. Иванова "Кармен-сюиту" (1976). В репертуар были включены балеты Ф. Аштона, К. Макмиллана, Сёкмена, Айкал и другие. Ведущие артистки А. Юнал, Дж. Кобанер, С. Денкер, Ю. Актель, Н. Арик, Л. Оздемироглу; артисты Б. Кобанер, С. Борак, Ю. Карабель, Э. Савашкурт. В Измире гос. балетная школа работает с 1968 под руководством англичан. Исследователь танца и балета М. Анд.
Лит.: And M., Dances of Anatolian Turkey, [N. Y.], 1959; его же, History of theatre and popular entertainment in Turkey, Ankara, 196364.Е. Я. Cypиц.
Балет. Энциклопеди. - М.: Большая Советская энциклопедия. Главный редактор Ю.Н.Григорович. 1981.