Туркменский балет

Туркменский балет
ТУРКМÉНСКИЙ БАЛÉТ. До Великой Окт. социалистич. революции у туркм. народа не было танца, к-рый, согласно религии и нац. традициям, считался недостойным занятием. Поэтому нац. танец, по-существу, был создан в сов. время на основе глубокого изучения быта и характера туркм. народа, разл. детских игр. В 1938 в Ашхабаде была организована первая балетная студия, где начали обучаться туркм. юноши и девушки – участники самодеятельности. Для подготовки нац. кадров были приглашены педагоги Д. И. Бененсон и Л. В. Ошурко, создавший детский танец "Ак-Эшекли", музыку к к-рому написал комп. А. Г. Шапошников. Над задачей разработки движений, определения стиля и характера туркм. танца успешно работали также балетм. Н. С. Холфин и И. В. Бойко.

В 1941 в Ашхабаде открылся Т-р оперы и балета. К концу года сформировалась балетная труппа, в к-рую вошли студийцы, а также выпускники Ленингр. хореографич. уч-ща, начавшие обучение в 1934, в т. ч. К. Джапаров, Р. Аннакурбанов, X. Исмаилов, X. Мурадов, М. А. Ахундов, К. О. Ниязов, Б. Мамедова, Т. Сатлыклычева, Р. Т. Самгина и другие. Многие из них в дальнейшем стали видными мастерами туркм. балета. В дек. 1941 в т-ре состоялся "Вечер балета", где были исполнены классич. и нар. танцы. Туркм. зритель впервые познакомился с новым для него видом иск-ва, молодые артисты показали успешное владение классич. танцем. Значительные достижения в создании нац. танца привели коллектив к пост. первого в истории туркм. иск-ва балета "Алдар-Косе" ("Весёлый обманщик") Корчмарёва (1942) о нар. герое Алдаре, его весёлых проделках. Нар. сказание дало Холфину богатый материал для создания нар. танцев, сцен и классич. дуэтов. Однако невысокий ещё проф. уровень нац. балетного иск-ва не позволил балетмейстеру полностью использовать всё многообразие классич. танца (нек-рые номера, напр., исполнялись на полупальцах). Пост. "Алдар-Косе" стала важным этапом в становлении туркм. хореографии. Этот жизнерадостный и красочный балет постоянно входит в репертуар т-ра. В 1943 Холфин пост. балет "Девушки моря" Корчмарёва о событиях Великой Отечеств. войны. В послевоен. годы балетная труппа пост. ряд сов. и классич. балетов, что способствовало проф. росту отдельных исполнителей и коллектива в целом. В работе над балетом "Лауренсия" (1948) артисты продемонстрировали возросшее актёрское мастерство.

Удачными были пост. балетов "Красный мак" (1951), "Лебединое озеро" (1952). В 50-е гг. также были пост. "Жизель" (1956). "Тщетная предосторожность" (1957). В 1960 репертуар пополнился новым нац. балетом "Чудесный лекарь" М. Равича и Н. Мухатова, в к-ром широко использованы нар. мелодии. Танцевальность, яркие муз. характеристики персонажей дали возможность К. Джапарову, первому туркм. проф. балетмейстеру, сочетать элементы классич. и нац. танца. Haд созданием новых произведений активно работали композиторы Туркмении: И. В. Якушенко и X. Аллануров написали музыку балета "Студенты" (1964), Ч. Нурымов – "Гибель Суховея" (1967), К. Кулиев – "Счастье" (1970). В нач. 60-х гг. труппа пополнилась талантливой молодёжью, выпускниками. Моск., Ленингр. и Узб. уч-щ. С 1965 в т-ре работает балетм. К. О. Ниязов, осуществивший пост. балетов: "Спартак" (1969), "Ромео и Джульетта" (1971), "Фирюза" Агаджикова (1974), "Гаянэ" (1977), "Щелкунчик" (1979).

Значит. вклад в развитие туркм. балетного иск-ва внесли балетм. Л. В. Воскресенская, Н. С. Холфин, Л. Н. Флегматов, М. Д. Цейтлин. Среди деятелей балета республики – засл. артисты Туркм. ССР X. Исмаилов, Л. И. Кондюкова, Б. Мамедова, X. Мурадов, Г. О. Мусаева, A. A. Пурсиянов; артисты – Н. Ч. Гельдыева, И. К. Кожемякина, Г. В. Кораблёва, Н. Курдова, Н. Пехациева, Ю. А. Пурсиянов, Н. П. Радкина, Э. Г. Сарвазян, А. П. Сонин, Г. Е. Хуммаева, H. A. Цомаева, В. Л. Цопкин, М. Г. Щукина; балетм. – засл. деят. иск-в К. Джапаров, Н. О. Ниязов; дирижёры – нар. арт. СССР X. Аллануров, засл. деят. иск-в Туркм. ССР Н. Мухатов, М. Мередов.


Лит.: Декада туркменской литературы и искусства в Москве. 1955.[Сост. А. Ковусов], Аш., 1957; Керими К., Туркменский театр. Очерки истории, М., 1964.


Н. П. Радкина.


"Алдар-Косе". Туркменский театр оперы и балета им. Махтумкули. Балетм. К. Джапаров


"Алдар-Косе". Туркменский театр оперы и балета им. Махтумкули. Балетм. К. Джапаров


Балет. Энциклопеди. - М.: Большая Советская энциклопедия. . 1981.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "Туркменский балет" в других словарях:

  • Туркменский театр оперы и балета — ТУРКМÉНСКИЙ ТЕÁТР ÓПЕРЫ И БАЛÉТА ордена Трудового Красного Знамени им. Махтумкули. Профессиональный оперный театр в Туркмении был открыт в феврале 1941. Основу балетной труппы составили учащиеся студии при театре и выпускники туркменского… …   Балет. Энциклопедия

  • Советский балет — СОВÉТСКИЙ БАЛÉТ. Сов. балетное иск во освоило богатейшее художеств. наследие дореволюц. русского балета. После Окт. революции 1917 С. б. стал развиваться как часть новой культуры, многонац. и единой по художеств. принципам. В первые послереволюц …   Балет. Энциклопедия

  • Лауренсия (балет) — Лауренсия Композитор Александр Крейн Автор либретто Евгений Мандельберг Источник сюжета драма Лопе де Вега «Овечий источник» Хореограф Вахтанг Чабу …   Википедия

  • Берег надежды (балет) — Берег надежды Берег надежды Композитор Андрей Петров Автор либретто Юрий Слонимский Хореограф Игорь Бельский …   Википедия

  • Государственный цирк Туркменистана — Туркменский государственный цирк Здание цирка Место нахождения Туркмения, Ашхабад Основан …   Википедия

  • Туркменская Советская Социалистическая республика — (Туркменистан Совет Социалистик Республикасы)         Туркменистан.          I. Общие сведения          Туркменская ССР образована первоначально как Туркменская область в составе Туркестанской АССР 7 августа 1921; 27 октября 1924 преобразована в… …   Большая советская энциклопедия

  • СССР. Литература и искусство —         Литература          Многонациональная советская литература представляет собой качественно новый этап развития литературы. Как определённое художественное целое, объединённое единой социально идеологической направленностью, общностью… …   Большая советская энциклопедия

  • Туркменская музыка —         Туркм. муз. культура уходит корнями в глубокую древность. При раскопках столицы Парфянского царства (3 в. до н. э.) г. Нисы найдены древние питьевые сосуды в виде рога ритоны с изображениями людей, играющих на разл. муз. инструментах типа …   Музыкальная энциклопедия

  • Государственный цирк Туркмении — Координаты: 37°57′15″ с. ш. 58°21′58″ в. д. / 37.954167° с. ш. 58.366111° в. д.  …   Википедия

  • Ниязов, Сапармурат — Первый президент Туркмении Первый и пожизненный президент Туркмении, отец всех туркмен (Туркменбаши). В декабре 1985 года был назначен первым секретарем ЦК Коммунистической партии Туркменской ССР, с января 1990 года одновременно был председателем …   Энциклопедия ньюсмейкеров


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»