- Украинский театр оперы и балета (г. Киев)
- УКРАИ́НСКИЙ ТЕÁТР ÓПЕРЫ И БАЛÉТА ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени академический им. Т. Г. Шевченко, крупнейший муз. т-р УССР (в Киеве). Основан как оперная антреприза в 1867. В 18931919 на сцене т-ра выступала балетная труппа под руководством польских балетм. С. Ленчевского и М. Ланге, показавших "Малороссийский балет", "Приморский праздник", "Жатву в Малороссии", "Праздник венгерских цыган", "Космополитану", "Коппелию". В 1901 построено новое здание (арх. В. Шреттер). В 1910-х гг. на гастроли периодически приезжали артисты Большого и Мариинского т-ров Е. В. Гельцер, Е. А. Смирнова, М. К. Обухова, А. Н. Балашова, М. М. Мордкин. Балетную труппу возглавляли A. A. Романовский (1914), Б. Ф. Нижинская и A. A. Кочетовский (191517), М. М. Мордкин совм. с М. П. Фроман (1918).
В 1919 т-р был национализирован и стал называться Гос. т-р УССР им. К. Либкнехта, с 1926 Киевская гос. академич. укр. опера, где М. М. Мордкин пост. "Жизель", "Вальпургиеву ночь" на муз. Гуно, и др. В 19211925 здесь работали балетм. Р. И. Балонотти, Романовский, М. Г. Дысковский.
В 1926 балетную труппу (60 чел.) возглавили Л. А. Жуков и М. Р. Рейзен, поставившие "Жизель", "Баядерку", "Лебединое озеро". В 1928 Дысковский осуществил пост. балета-пантомимы "Шут" ("Блазень") Прокофьева и балета "Красный мак" (с Р. В. Захаровым). Основу труппы составляли выпускники Ленингр. хореографич. уч-ща (К. Г. Васина, М. Г. Смирнова, Захаров) и Киевской студии под рук. И. И. Чистякова (А. И. Гаврилова, В. В. Мерхасина, В. Н. Шехтман-Павлова, A. B. Ярыгина, А. Я. Бердовский, О. Н. Сталинский).
В 1930-е гг. балетм. В. К. Литвиненко (в 193133 во главе труппы) пост. на сцене т-ра новые редакции "Лебединого озера" (1932), "Красного мака" (1933), первые оригинальные укр. балеты "Пан Канёвский" ("Любина Бондаривна", 1931) Вериковского и "Ференджи" ("Огонь над Гангом", 1932) Яновского.
В 1934, в связи с переводом столицы УССР из Харькова в Киев, балетная труппа возросла, её возглавил Л. А. Жуков, к-рый поставил "Дон Кихот" (1934), "Красный мак" и "Лебединое озеро" (оба 1935). Ярким спектаклем стал комедийный балет "Мещанин из Тосканы" Нахабина в пост. П. П. Вирского и Н. И. Болотова. В 193741 гл. балетм. A. A. Берёзова, при активном содействии А. Я. Вагановой, подняла культуру классич. танца и укрепила связи с ленингр. балетом. Она поставила "Лебединое озеро", "Спящую красавицу" (оба 1937), "Бахчисарайский фонтан", "Кавказский пленник" (оба 1938); в 1940 в творч. содружестве с комп. К. Ф. Данькевичем, либреттистом В. А. Чаговцем, дирижёром Я. А. Розенштейном Берёзова создала героико-романтич. балет "Лилея" (по мотивам поэзии Т. Г. Шевченко), гл. партии в к-ром исполняли А. И. Васильева, Л. П. Герасимчук, Н. М. Скорульская, A. M. Соболь, Н. И. Иващенко и другие.
В 1941 т-р эвакуировался в Уфу, с 1942 работал в Иркутске, где объединился с коллективом Харьковского т-ра, в 194144 были пост. "Бахчисарайский фонтан", "Коппелия", "Шехеразада", "Штраусиана", в содружестве с комп. В. В. Йоришем создан комедийный балет-феерия "Бисова ночь", подготовлено 20 конц. программ. В поставленных С. Н. Сергеевым (в 194253 гл. балетмейстер) балетах "Сердце гор" (1940); "Лесная песня" Скорульского (1946), "Гаянэ" (1947), "Золушка" (1948), "Красный мак" (1949); "Юность" Чулаки (1950), "Маруся Богуславка" Свечникова (1951), "Под небом Италии" Юровского (1952, совм. с Р. В. Захаровым) и др. раскрылись индивидуальности артистов Васильевой, З. М. Лурье, Герасимчук, Е. М. Потаповой, В. М. Потаповой, Н. А. Апухтина, A. A. Белова, Ф. Н. Баклана, A. M. Сегаля, Р. A. Клявина, Б. В. Степаненко, H. H. Новикова и другие. Творчество Сергеева, стремившегося к танц. образности спектакля, имело принципиальное значение для формирования художеств. своеобразия укр. балета. Повышению хореографич. культуры труппы способствовали пост.: Ф. В. Лопухова "Лебединое озеро" (1946), "Спящая красавица" (1950); K. M. Сергеева "Жизель" (1959); В. М. Чабукиани "Лауренсия" (1962); П. А. Гусева "Семь красавиц" (1963) и "Спящая красавица" (1969). Балетм. В. И. Вронский (в 195469 во главе труппы) развивал реалистич. традиции укр. балетного иск-ва, углублял поиски синтеза нар. и классич. танца. Выдвинулись яркие молодые артисты: В. Ф. Калиновская, A. B. Гавриленко, A. B. Лагода, А. Г. Кальченко, Н. Д. Руденко, И. П. Лукашова, В. П. Ковтун, В. И. Круглов, В. В. Парсегов и другие. Вронский осуществил пост. новых редакций "Лилеи" (1956), "Лесной песни" (1958), развивая линию создания нац. репертуара и утверждая танц. образность. Он оригинально пост. "Ростиславу" Жуковского (1955), "Княгиню Волконскую" Знатокова (1966), сов. героич. балет "Поэму о Марине" Яровинского (1968). В 1960 Вирский пост. балет "Чёрное золото" Гомоляки, широко использовав выразит. приёмы нар. танца. Интерес представляли балетмейстерские дебюты Скорульской ("Тени забытых предков" Кирейко, 1963), Сегаля ("Буря" на муз. Чайковского, 1964), Клявина ("Каменный цветок", 1965), Г. А. Майорова ("Поэма рассвета" Косенко, 1973). Принципы танц. симфонизма утверждает балетм. А. Ф. Шикеро в масштабных постановках: "Легенда о Аобви" (1967); "Каменный властелин" Губаренко (1969), "Ромео и Джульетта" (1971), "Раймонда" (1974). В 197072 худ. рук. труппы нар. арт. УССР Р. A. Клявин, в 197274 нар. арт. УССР Г. Н. Кириллова.
В творчестве коллектива воплощение балетов композиторов народов СССР и классич. наследия сочетается с последоват. работой над созданием оригинального героико-историч. и совр. репертуара. Т-р укрепляет связи с композиторами Украины. Наряду с широкими муз.-сценич. полотнами балетмейстеры создали одноактные балеты-симфонии на муг. А.-Я. Штогаренко, Б. Н. Лятошинского, B. C. Косенко, М. М. Скорика.
Т-ру присвоено звание академического (1926), в 1936 награждён орденом Ленина, с 1939 носит имя Т. Г. Шевченко, в 1968 награждён также орденом Трудового Красного Знамени.
Труппа неоднократно гастролировала за рубежом. В 1964 на 2-м Междунар. фестивале балета в Париже труппа т-ра была отмечена Золотой звездой.
В труппе т-ра (1979): нар. арт. СССР В. Ф. Калиновская, В. П. Ковтун, Т. А. Таякина, нар. арт. УССР A. B. Гавриленко, В. И. Круглов, A. B. Лагода, Л. И. Сморгачёв, Р. A. Хилько; засл. арт. УССравни Т. В. Боровик, Е. В Косменко, В. В. Литвинов, В. Н. Некрасов, В. В. Парсегов, Г. М. Баукин, В. М. Рыбий, Э. М. Стебляк, Н. И. Уманова; артисты Н. В. Березина, Л. В. Данченко, Н. Е. Абрамова, В. В. Клочко, Т. А. Литвинова, Л. Л. Шатилова, И. В. Хребтова; балетмейстер засл. арт. УССР Н. М. Скорульская, балетмейстеры-репетиторы нар. арт. СССР Е. М. Потапова, нар. арт. УССР И. П. Лукашова, В. И. Круглов, засл. артисты УССР Н. В. Верекундова, H. H. Новиков, З. В. Серкова и другие. В 19741977 обязанности гл. балетмейстера исполнял засл. деят. иск-в УССР А. Ф. Шикеро, в 197779 Г. А. Майоров, гл. художник нар. худ. СССР Ф. Ф. Нирод, гл. дирижёр нар. арт. СССР С. В. Турчак.
Репертуар театра
(в скобках фамилии балетмейстеров)1926. "Баядерка", "Жизель", "Лебединое озеро" (Жуков).
1927. "Дон Кихот" (Рябцев), "Корсар" (Рябцев и Мессерер), "Конёк-Горбунок", "Тщетная предосторожность", "Коппелия" (Рябцев).
1928. "Дон Кихот", "Коппелия", "Красный мак" (Дысковский), "Шут" ("Блазень") Прокофьева (Дысковский).
1930. "Золотой век" Шостаковича (Вигилёв).
1931. "Эсмеральда" (Баланотти); "Пан Канёвский" Вериковского (Литвиненко).
1932. "Лебединое озеро": "Ференджи" Яновского (Литвиненко).
1933. "Красный мак" (Литвиненко; восстановление).
1934. "Дон Кихот" (Жуков).
1935. "Красный мак", "Лебединое озеро" (Жуков).
1936. "Конёк-Горбунок" (Моисеев): "Мещанин из Тосканы" Нахабина (Болотов и Вирский).
1937. "Лебединое озеро", "Спящая красавица" (Берёзова).
1938. "Бахчисарайский фонтан". "Кавказский пленник" (Берёзова).
1939. "Лауренсия" (Чабукиани).
1940. "Лилея" (Берёзова), "Сердце гор" (Сергеев).
1941. "Коппелия" (Сергеев).
1942. "Бахчисарайский фонтан" (Йоркин и Сергеев).
1943. "Шехеразада"; "Штраусиана" на муз. И. Штрауса (Сергеев), "Бисова ночь" Йориша (Сергеев).
1945. "Лилея" Данькевича (Берёзова).
1946. "Лесная песня" Скорульского (Сергеев), "Лебединое озеро" (Лопухов), "Раймонда" (Сергеев).
1947. "Тщетная предосторожность" (Лопухов), "Гаянэ" (Сергеев).
1948. "Эсмеральда", "Золушка" (Сергеев).
1949. "Доктор Айболит" и "Красный мак" (Сергеев).
1950. "Спящая красавица" (Лопухов): "Юность" Чулаки (Сергеев).
1951. "Маруся Богуславка" Свечникова (Сергеев).
1952. "Под небом Италии" Юровского (Захаров и Сергеев).
1953. "Дон Кихот", "Конёк-Горбунок" (Сергеев).
1954. "Коппелия" (Сергеев; восстановление, пост. Васильевой и Верекундовой).
1955. "Ромео и Джульетта", "Шурале"; "Ростислава" Жуковского (Вронский).
1956. "Лилея", "Щелкунчик" (Вронский).
1957. "Корсар" (Андреев), "Раймонда" (Сергеев; восстановление в новом оформлении).
1958. "Лесная песня" Скорульского (Вронский и Скорульская), "Лебединое озеро" (Лопухов; восстановление).
1959. "Жизель" (K. M. Сергеев).
1960. "Чёрное золото" Гомоляки (Вирский).
1961. "Бахчисарайский фонтан" (Вронский); "Симфонические танцы" на муз. Рахманинова, "Голубой Дунай" на муз. Штрауса (Тангиева-Бирзниек), "Франческа да Римини" (Вронский).
1962. "Эсмеральда" (Вронский), "Лауренсия" (Чабукиани).
1963. "Кот в сапогах" Гомоляки (Клявин), "Тени забытых предков" Кирейко (Скорульская), "Семь красавиц" (Гусев).
1964. "Подпоручик Киже" на муз. Прокофьева (Лапаури и Тарасова), "Спартак" (Вронский); "Буря" на муз. Чайковского (Сегаль).
1965. "Зов отчизны" Хачатуряна, "Ожившая легенда" на муз. Метнера (Лапаури), "Каменный цветок" (Клявин).
1966. "Княгиня Волконская" Знатокова (Вронский).
1967. "Легенда о любви" (Шикеро).
1968. "Поэма о Марине" Яровинского (Вронский), "Дафнис и Хлоя", "Болеро" (Шикеро).
1969. "Каменный властелин" Губаренко, "Каменяры" Скорика (Шикеро), "Спящая красавица" (Гусев).
1970. "Дон Кихот" (Клявин).
1971. "Лебединое озеро" (Клявин), "Ромео и Джульетта" (Шикеро).
1972. "Симфонические танцы" на муз. Рахманинова (Клявин; возобн.), "Тени", 3-й акт из "Баядерки" (Берёзова), "Лесная песня" Скорульского (Скорульская; возобн.), "Щелкунчик" (Шикеро).
1973. "Гран па" из балета "Пахита" Минкуса (Кириллова), "Кармен-сюита" (Плисецкий); "Класс-концерт" на муз. Лядова, Глазунова, Шостаковича (Мессерер), "Рассветная поэма" Косенко (Майоров).
1974. "Раймонда" (Шикеро), "Доктор Айболит" (H. H. Новиков; возобн.), "Чиполлино" К. Хачатуряна (Майоров).
1975. "Баллада о матери" Штогаренко, "Во имя жизни" на муз. Штогаренко, Лятошинского, Шостаковича (Шикеро), "Возвращение" Лятошинского), "Белоснежка и семь гномов" Павловского (оба Майоров).
1976. "Лилея" Данькевича (Шикеро).
1977. "Спартак" (Шикеро).
1978. "Девушка и смерть" Жуковского (Майоров).
1979. "Анна Каренина" Щедрина (Плисецкая, Рыженко, Смирнов-Голованов), "Вечер балетной классики" (Онацкая).
Лит.: Станiшевський Ю., Український радянський балет, Київ, 1963; его же, Лебедi чарiвного озера, Київ, 1966; его же, Український радянський музичний театр. (19171967), Київ, 1970; его же, Український радянський балетний театр. (19251975), Київ, 1975. Стефанович М., Київський Державний Ордена Ленiна академiчний театр опери та балету УРСР iм. Т. Г. Шевченка, Київ, 1968.Ю. А. Станишевский.
"Чиполлино". Украинский театр оперы и балета им. Шевченко. Балетм. Г. Майоров
"Щелкунчик". Украинский театр оперы и балета им. Шевченко. Балетм. А. Шикеро
"Чиполлино". Украинский театр оперы и балета им. Шевченко. Балетм. Г. Майоров
"Щелкунчик". Украинский театр оперы и балета им. Шевченко. Балетм. А. Шикеро
Балет. Энциклопеди. - М.: Большая Советская энциклопедия. Главный редактор Ю.Н.Григорович. 1981.