- Украинский балет
- УКРАИ́НСКИЙ БАЛÉТ. Своими истоками У.б. восходит к нар. хореографич. творчеству, к муз.-танц. интермедиям школьного т-ра (1718 вв.). Первые проф. балетные спектакли на Украине были пост. в 1780 в гор. т-ре Харькова, где балетная труппа из 20 чел. под рук. бывшего петерб. танцовщика П. И. Иваницкого показывала сюжетные дивертисменты, в к-рых впервые использовались элементы укр. нар. плясок. В 1801 труппа Д. И. Ширая показала в Киеве балет "Венера и Адонис", а в 180509 эта труппа, состоявшая из 40 крепостных артистов, постоянно давала спектакли во вновь открытом Киевском гор. т-ре. С 1816 проф. балетная труппа под рук. И. Ф. Штейна в Харькове ставила балеты "Волшебная флейта", "Принцесса Каррарская", "Пигмалион"; "Цыганы" по поэме A. C. Пушкина. В 1818 открылся т-р в Полтаве, для к-рого драматург И. П. Котляревский создал "малороссийскую оперу" "Наталка Полтавка", в пост. этого произв. впервые на проф. сцене появились укр. танцы. Дальнейшее развитие нац. сценич. хореографии связано с муз.-драматич. и оперными пост. М. Л. Кропивницкого (с ним в 90-х гг. 19 в. сотрудничал балетм. Ф. Нижинский), М. П. Старицкого, Н. К. Садовского и другие. В 1823 укр. танец был введён в пост. оперы неизв. автора "Украинка, или Волшебный замок", показанной на открытии гор. т-ра в Киеве. В 20-е гг. укр. танц. дивертисментные и балетные спектакли показывали в Харькове, Киеве, Одессе труппы И. Ф. Штейна и Л. И. Млотковского. С 1840-х гг. на Украине часто гастролировали мастера рус. и иностр. балета: в Киеве и Харькове моск. артисты во главе с Т. Ивановой (1843), в Одессе, Киеве и Харькове труппа под рук. К. Богданова (1848), труппа польского балетм. М. Пиона (1852), показывавшая "Свадьбу в Ойцуве" Стефани, "Страх и Зоська" Жабчинского, "Мечта поэта" Пуньи; в Киеве, Харькове, Одессе и Полтаве труппа, возглавлявшаяся балериной Е. И. Андреяновой и балетм. П. Маловернем, давала отрывки из балетов, шедших на моск. сцене. В 186367 в Киеве в т-ре итал. оперы работала балетная труппа под рук. австр. балетм. А. Опфермана, поставившего балеты: "Эсмеральда", "Жизель"; "Волшебная флейта" на муз. Моцарта, "Катарина, или Дочь разбойника" Пуньи.
В 18931909 в Киевском оперном т-ре (осн. в 1867) работала балетная труппа под рук. польских балетм. С. Ленчевского и М. Ланге, к-рые пост. "Малороссийский балет", "Приморский праздник", "Жатву в Малороссии", "Праздник венгерских цыган", "Космополитану", "Коппелию". В 1910 труппу возглавлял польский балетм. К. Залевский, в 191517 моск. балетм. A. A. Кочетовский и петрогр. балетм. Б. Ф. Нижинская пост. "Египетские ночи", "Карнавал", "Петрушку" (хореография М. М. Фокина) и "Конька Горбунка".
В 191011 в Киеве гастролировали Е. В. Гельцер, М. К. Обухова, Е. А. Смирнова, в 1912 Л. Н. Егорова и C. K. Андрианов, в 1913 Е. В. Гельцер и Л. Жукова, в 1914 А. Н. Балашова, М. М. Мордкин, М. Ф. Кшесинская, в 1915 группа артистов балета Большого т-ра во главе с Балашовой и Мордкиным.
Укр. сценич. танец успешно развивался в муз. спектаклях Первого стационарного укр. т-ра Н. К. Садовского в Киеве (190719), где работал хореограф-фольклорист В. Н. Верховинец, создавший неск. "вечеров укр. хореографии", танц. картины в операх и опереттах Лысенко и К. Г. Стеценко.
После Окт. революции 1917 в Киевском оперном т-ре балетную труппу возглавляли М. П. Фроман и Мордкин, к-рый пост. "Жизель", "Вальпургиеву ночь" и дивертисмент.
В 1919 в освобождённом от оккупантов и петлюровцев Киеве был создан первый укр. сов. оперно-балетный т-р Укр. муз. драма, где Мордкин пост. балет "Азиаде" Гютэля, укр. танцы в операх "Утопленница" Лысенко и "Галька" Монюшко (работу этого т-ра прервало нападение на город деникинцев).
В нач. 20-х гг. в оперных т-рах Киева, Харькова и Одессы, имевших в то время весьма малочисл. балетные труппы, работали балетм. Р. И. Баланотти, П. К. Йоркин, A. A. Романовский, М. М. Дысковский.
В 1925 был открыт первый нац. т-р оперы и балета в Харькове (Укр. гос. опера), балетная труппа к-рого, возглавляемая Баланотти, начала свою деятельность постановкой "Лебединого озера". С самого начала деятели сов. укр. балета осваивали рус. классич. наследие и изучали нац. хореографию, в чём артистам особенно помогали балетм. М. А. Соболь и Верховинец, автор книги "Теория украинского народного танца" (1920).
В 1926 было создано Объединение т-ров Харькова, Киева и Одессы под рук. реж. И. М. Лапицкого. Харьковский коллектив, руководимый балетм. М. Ф. Моисеевым, первый на Украине пост. сов. балет "Красный мак". В 1928 открылась Первая передвижная укр. опера, балетную труппу к-рой возглавил П. К. Йоркин, поставивший "Красный мак", "Лебединое озеро", "Дон Кихот", в 1929 Вторая передвижная опера, где балетной премьерой стал "Красный мак" (гл. балетм. Ю. П. Ковалёв) и Третья передвижная опера, на сцене к-рой гл. балетм. Ф. И. Пинно также пост. "Красный мак". В 1932 Первая передвижная опера была реорганизована в стационарный Днепропетровский т-р оперы и балета, функционировавший до 1941, Вторая передвижная опера стала основой Луганского т-ра оперы и балета, Третья Винницкого (оба коллектива также работали до 1941).
Балетные труппы республики вели дальнейшие поиски оригинальных решений "Красного мака"; лучшими пост. явились работы П. П. Вирского и H. A. Болотова (1928, Одесский т-р), Дысковского при участии Р. В. Захарова (1928, Т-р им. Шевченко), В. К. Литвиненко (1929, Т-р им. Лысенко). Укреплялось содружество с укр. композиторами, в результате чего репертуар обогатился героико-революц. балетами "Ференджи" Яновского (1932, Т-р им. Шевченко) и "Карманьола" Фемелиди (1930, Одесский т-р).
В 1931 балетм. Литвиненко вместе с комп. М. И. Вериковским и при участии В. Н. Верховинца создали в Харькове первый на Украине героич. балет "Пан Канёвский", в к-ром были объединены лексика и формы классич. танца и укр. нар. пляски, традиции классич. балетного и нац. муз.-драматич. т-ра. Пост. "Пана Канёвского" заложила основы хореографич. языка нац. балета, его актёрского и балетмейстерского иск-ва, раскрыла дарования B. C. Дуленко, Г. В. Лерхе, К. Г. Васиной, A. M. Соболя, Литвиненко, М. М. Мономахова. Балет шёл также в Киеве (1931) и Днепропетровске (1932). Его создание стимулировало развитие укр. нар.-сценич. танца.
В 1934 столица Укр. ССР была переведена из Харькова в Киев. Киевскую балетную труппу, увеличенную до 80 чел., возглавил Л. А. Жуков, поставивший "Красный мак", "Дон Кихот", "Лебединое озеро" и создавший при т-ре группу исполнителей укр. нар. плясок (под рук. М. А. Соболя). В 1936 танц. картины в операх "Запорожец за Дунаем" и "Наталка Полтавка" в пост. Вирского, Болотова и Верховинца получили высокую оценку в Москве на 1-й Декаде укр. иск-ва и лит-ры. Создание героико-романтич. балета "Лилея" Данькевича (1940, Т-р им. Шевченко, балетм. Г. А. Берёзова) успешно продолжило поиски синтеза нар. укр. и классич. танца. Постановщик спектакля широко использовал опыт укр. и всего сов. балетного т-ра, особенно балетм. Р. В. Захарова, В. М. Чабукиани, Л. М. Лавровского. В этом спектакле были созданы образцы дуэтного, сольного женского и мужского танца, в массовых картинах применены элементы танц. симфонизма. В 1941 на харьковской сцене балетм. П. К. Йоркин пост. героич. балет "Светлана" Клебанова, где партии гл. героев строились на синтезе классич. и укр. нар. танцев.
Создание нац. репертуара сочеталось с углублённым освоением рус. хореографич. наследия, в чём укр. коллективам активно помогали мастера балета Москвы и Ленинграда. В 1926 на Украине начали работать выпускники Ленингр. хореографич. уч-ща, ученицы А. Я. Вагановой К. Г. Васина, H. H. Виноградова, Н. В. Верикундова, балетм. И. Н. Герман, Р. В. Захаров, Ю. П. Ковалёв, К. А. Муллер. Первые укр. балерины B. C. Дуленко и A. B. Ярыгина также учились в Ленинграде, a A. M. Соболь в Москве. Отечеств. традиции воплощения балетной классики на укр. сцене утверждали балетм. Л. А. Жуков и М. Р. Рейзен (Т-р им. Шевченко), В. А. Рябцев, A. M. Meccepep, К. Я. Голейзовский (Т-р им. Лысенко), Ф. В. Лопухов (Днепропетровский т-р). Т-ры широко обращались к балетам сов. композиторов, по-своему интерпретируя "Пламя Парижа" (1935, Днепропетровский т-р, 1935, Харьковский т-р), "Бахчисарайский фонтан" (1937, Одесский т-р; 1938, Киевский, Харьковский и Луганский т-ры; 1939, Днепропетровский т-р), "Сердце гор" (1940, Киев и Харьков), "Соловья" Крошнера (1939, Одесса). Используя принцип балетной драмы, П. П. Вирский и H. A. Болотов создали комедийный балет "Мещанин из Тосканы" Нахабина, (1936, Днепропетровский т-р; 1936, Т-р им. Шевченко). Утверждению реализма на балетной сцене Украины способствовали балетм. В. М. Чабукиани, И. И. Арбатов, М. Ф. Моисеев, П. К. Йоркин, С. Н. Сергеев, В. И. Вронский, М. Д. Цейтлин.
В 1940 открылся оперно-балетный т-р во Львове, балетная труппа к-рого начала деятельность пост. "Красного мака".
В годы Вел. Отечеств. войны оперные т-ры Киева и Харькова объединились в Иркутске, где балетную труппу возглавил С. Н. Сергеев, поставивший укр. комедийный балет "Бисова ночь" Йориша (1943), а т-ры Одессы и Днепропетровска в Красноярске, где труппой руководил В. И. Вронский. В первые послевоен. годы был создан балет о партизанах "Олеся" Русинова (1947, Одесский т-р), новый вариант "Светланы" Клебанова (1947, Т-р им. Лысенко; 1948, Т-р им. Франко). Прочное место в репертуаре заняла "Лилея" (1945, Т-р им. Шевченко, Донецкий т-р, Одесский т-р; 1946, Т-р им. Лысенко и Т-р им. Франко). В этих спектаклях выступали опытные мастера: А. И. Васильева, A. Б. Рындина, H. H. Виноградова, A. B. Ярыгина, О. Н. Сталинский; ярко раскрылись дарования молодых артистов: Н. В. Слободян, E. H. Ершовой, Л. П. Герасимчук, Е. М. Потаповой, E. H. Горчаковой, H. A. Апухтина, A. A. Белова, П. П. Плавника, H. H. Новикова, О. С. Поспелова, A. A. Середы.
С сер. 40-х гг. в репертуар т-ров активно включались балеты композиторов народов СССравни были созданы новые трактовки "Гаянэ"; "Юности" Чулаки, "Лаймы" Лепина, "На берегу моря" Юзелюнаса, "Семи красавиц", "Шурале". В пост. балетов участвовали балетм. Ф. В. Лопухов, Р. В. Захаров (Т-р им. Шевченко), К. Я. Голейзовский (Донецкий т-р, Т-р им. Франко). Развивая традиции "Лилеи", т-ры в содружестве с укр. композиторами создавали нац. репертуар на материале произв. укр. лит-ры, утверждая синтез нар. и классич. танца, обогащая достижения актёрского и балетмейстерского иск-ва в работе над балетами: "Лесная песня" Скорульского (1946), "Маруся Богуславка" Свечникова (1951), "Ростислава" Жуковского (1955) все в Т-ре им. Шевченко; "Платок Довбуша" (1951, Т-р им. Франко) и "Сойкино крыло" Кос-Анатольского (1957, там же), "По синему морю" Русинова (1955, Одесский т-р), "Соро-чинская ярмарка" и "Оксана" Гомоляки (1956 и 1964, Донецкий т-р), "Таврия" Нахабина (1959, Т-р им. Лысенко), "Тени забытых предков" Кирейко (1960, Т-р им. Франко; 1963, Т-р им. Шевченко). В лучших пост. "Ромео и Джульетта", "Золушка", "Каменный цветок", "Спартак", "Легенда о любви" наметились тенденции преодоления бытовой иллюстративности, имевшей место в работах 4050-х гг.
Спектакли, в к-рых утверждались развёрнутые танц. формы: "Лесная песня" (1958, Т-р им. Шевченко, 2-я ред.); "Предрассветные огни" Кирейко, Дычко и Скорика (1967, Т-р им. Франко), "Каменный властелин" Губаренко (1969, Т-р им. Шевченко), "Свечкина свадьба" Знатокова (1974, Одесский т-р). Поисками средств воплощения совр. сюжетов выделялись пост.: Вирского "Чёрное золото" Гомоляки (1960, Т-р им. Шевченко); И. К. Ковтунова "Песня о дружбе" Шуровского (1961, Т-р им. Лысенко); М. С. Заславского "Орыся" Кос-Анатольского (1964, Т-р им. Франко); В. И. Вронского "Поэма о Марине" Яровинского (1968); А. Ф. Шикеро "Баллада о матери" Штогаренко (1975); Г. А. Майорова "Возвращение" Лятошинского (1975) все Т-р им. Шевченко. В пост. Вронского, Заславского, Шикеро, Чернышёва, Майорова, М. Арнаудовой раскрылись самобытные дарования мастеров балета: В. Ф. Калиновской, Е. М. Потаповой, Н. З. Барышевой, A. B. Гавриленко, С. И. Колывановой, A. B. Лагоды, И. П. Лукашовой, Н. Д. Руденко, А. Г. Кальченко, Э. А. Караваевой, В. П. Ковтуна, Г. А. Исупова, В. И. Круглова, Т. К. Попеску, В. В. Гудименко; молодых артистов: С. А. Антиповой, Т. А. Таякиной, Л. И. Сморгачёвой, Р. A. Хилько, Т. А. Литвиновой, В. В. Волковой, Т. Л. Кузьминой, Е. М. Бочище, Н. И. Умановой, Т. В. Боровик, Л. В. Данченко, И. В. Хребтовой, В. Я. Новицкого, В. В. Литвинова, П. Д. Фомина, В. В. Якимовича, Н. Д. Прядченко, С. А. Лукина, В. В. Клочко, В. В. Совы и другие. Повышению хореографич. культуры коллективов способствовала работа балетм. Л. М. Лавровского и О. М. Виноградова (Одесский т-р), П. А. Гусева, K. M. Сергеева, В. М. Чабукиани (Т-р им. Шевченко). В 1974 вновь открылся т-р в Днепропетровске, балетную труппу к-рого возглавляет Л. В. Воскресенская.
В республике работают 6 оперно-балетных т-ров; при Харьковском, Одесском, Донецком и Львовском т-рах имеются 4-годичные балетные школы. В Киеве на основе хореографич. отделения театр. техникума (193441) в 1938 создано респ. Киевское хореографич. уч-ще. Изучением истории укр. балетного т-ра занимается отдел театроведения Ин-та искусствоведения, фольклора и этнографии им. М. Ф. Рыльского АН УССравни Статьи по вопросам балетного иск-ва печатаются в респ. журнале "Музыка".
Лит.: Станiшевський Ю., Український радянський балет, Київ, 1963; его же, Український радянський музичний театр. (19171967), Київ, 1970; его же, Український радянський балетний театр. (19251975). Київ, 1975.
Ю. А. Станишевский.
"Ромео и Джульетта". Украинский театр оперы и балета им. Шевченко. Балетм. А. Шикеро
"Спящая красавица". Одесский театр оперы и балета. Балетм. Н. Рыженко и В. Смирнов-Голованов
"Последний бал". Украинский театр оперы и балета им. Франко. Балетм. К. Муллер
"Лилея". Украинский театр оперы и балета им. Шевченко. Балетм. А. Берёзова
"Ромео и Джульетта". Украинский театр оперы и балета им. Шевченко. Балетм. А. Шикеро
"Спящая красавица". Одесский театр оперы и балета. Балетм. Н. Рыженко и В. Смирнов-Голованов
"Последний бал". Украинский театр оперы и балета им. Франко. Балетм. К. Муллер
"Лилея". Украинский театр оперы и балета им. Шевченко. Балетм. А. Берёзова
Балет. Энциклопеди. - М.: Большая Советская энциклопедия. Главный редактор Ю.Н.Григорович. 1981.