- Бернаделли Ф.
- БЕРНАДÉЛЛИ (Bernadelli) Фортунато (г. рожд. неизв. 5.12.1830, Москва), итал. артист, балетмейстер. Ученик С. Вигано. В 1812 выступал в т-ре "Одеон" (Париж). В 1812 работал в Амстердаме и Брюсселе. В 181314 в Вене показал амстердамские постановки и собственную версию балета "Тщетная предосторожность" ("Жанетта и Колен"), в к-ром исполнил роль тётушки Симоны. В 1817 вместе с женой Анной Б. переехал в Варшаву, в 1818 в Петербург, а через неск. месяцев в Москву, где работал до 1822. Дебютом Б. на моск. сцене был балет, "Жанетта и Колен" (Колен Б., Жанетта Анна Б.). В этот период Б. ставил в Большом т-ре спектакли в традициях итал. комедии дель арте и пасторальных сентиментальных балетов ("Майский праздник в Тревизо", 1818, "Механические фигуры", 1818; "Хитрости, или Притворная смерть Арлекина", "Двойной поединок", "Ночные свидания", "Садовница" все в 1819; "Дикая, или Счастливая невинность" Враницкого, 1820), показывал в собств. редакции старые пантомимные балеты зап.-европ. репертуара ("Любовь Марса и Венеры", 1819, "Тайный брак, или Чёрный лес", 1820). Балет "Волшебная флейта, или Танцовщики поневоле" (1818) имел в дальнейшем большую сценич. историю. (В 90-х гг. Р. Дриго написал музыку на аналогичный сюжет, а Л. И. Иванов пост. спектакль, к-рый долго находился в репертуаре труппы А. П. Павловой.) В 181922 Б. в Большом т-ре исполнял комедийные, гротесковые, пантомимные роли (Рауль "Рауль, Синяя борода" Кавоса, Гретри, Кубишты, балетм. И. И. Вальберх; Сулейман "Разбойники Средиземного моря", балетмейстер А. П. Глушковский, и др.). В 182325 Б. работал в Варшаве, в 1826 вернулся в Москву в Большой театр. В этот период он пропагандировал идеи и традиции Ж. Ж. Новера ("Смерть Атиллы, царя гуннов", 1830), творчество С. Вигано, обращался к сюжетам классич. лит-ры ("Отелло" по Шекспиру, 1828, "Ричард Львиное сердце в Палестине" по роману В. Скотта, 1829). Музыку к большинству пост. Б. подбирал капельмейстер Ф. Е. Шольц из произв. К. Вебера, Дж. Россини и другие. Б. работал в тесном содружестве с рус. композиторами (A. A. Алябьевым, Н. Е. Кубиштой). Творчество Б. помогло моск. балетной труппе познакомиться с осн. течениями в зап.-европ. хореографии. Одновременно исполнит. деятельность Б. первого мима труппы Большого т-ра (Геркулес "Геркулес и Омфала"; Бедуин "Рауль де Креки"; Отелло "Отелло, или Венецианский мавр") оказала большое влияние на развитие актёрского иск-ва моск. балета.
Лит.: Красовская В., Русский балетный театр от возникновения до середины XIX века, Л. М., 1958; Бахрушин Ю., История русского балета, М., 1965; Wysocka T., Dzieje baletu, Warsz., 1970; Winter M. H., The pre-romantic ballet. L., 1974.Н. Ю. Чернова.
Балет. Энциклопеди. - М.: Большая Советская энциклопедия. Главный редактор Ю.Н.Григорович. 1981.