"Тщетная предосторожность"

"Тщетная предосторожность"
"ТЩÉТНАЯ ПРЕДОСТОРÓЖНОСТЬ" ("La Fille mal gardée"), 1) Балет в 2 актах 3 картинах на муз. неизв. автора (в к-рой использованы франц. нар. мотивы), сцен. и балетм. Ж. Доберваль. 1.7.1789, т-р г. Бордо; Лиза – мадемуазель Теодор, Колен – Доберваль (или Э. Юс). 30.4.1791, т-р "Пантеон", Лондон, балетм. тот же; Лиза – Теодор, Колен – Ш. Дидло, Ален – С. Вигано. Все последующие пост., в т. ч. с муз. Герольда или Гертеля, основаны на постановке Доберваля. 1793, т-р "Сан-Самуэле", Венеция, балетм. С. Вигано; Лиза – М. Вигано, Колен – С. Вигано; в той же ред. балет ставился в Вене (1794), Марселе (1795), Лионе (1796), Неаполе (1797). 13.10.1803, т-р "Порт-Сен-Мартен", Париж, балетм. Э. Юс; Лиза – Лаура, Колен – Спиталье (или Корниоль), Ален – Арман, Симона – Оссар. 1809, Придворный оперный т-р, Вена, балетм. Ж. Омер; Колен – Ф. Тальони. 1813, там же, под назв. "Лиза и Колен", балетм. Ф. Бернаделли; Лиза – Ж. Коблер. 14.10.1812, Королевская опера, Стокгольм, балетм. Ж. Брюло. 17.11.1819, Королевский т-р, Копенгаген (затем ставился в Милане, Мадриде, Ерюсселе). 31.7.1828, т-р "Лафайетт", Нью-Йорк, под назв. "Любовники, или Тщетная предосторожность", балетм. А. Леон. В России: 14.12.1800, Петровский т-р, Москва, под назв. "Обманутая старуха", балетм. Дж. Соломони; Лиза – Соломони-дочь. 5.5.1808, Арбатский т-р, Москва, под назв. "Худо сбережённая дочь, или Бесполезная предосторожность", балетм. Ж. Ламираль; Лиза – Е. Ламираль. 15.10.1818, Моск. сцена, под названием "Жанета и Колен, или Деревенская свадьба", балетм. Ф. Бернаделли. 25.6.1827, Большой т-р, Москва, возобн., дирижёр Ф. Е. Шольц; Лиза – Д. С. Лопухина, Колен – Ж. Ришар (старший). 1808, Большой т-р, Петербург, под назв. "Лиза и Колен, или Тщетная предосторожность", балетм. Ш. Дидло. 20.9.1818, возобн., там же, балетм. тот же; Лиза – А. Бернаделли, Колен – П. Н. Артемьев, Марцелина – Ф. Бернаделли. 29.4.1828, возобн., там же; Лиза – А. Бертран-Атрюкс.

2) Балет с муз. Герольда. 27.11.1828, Королевская академия музыки и танца, Париж, балетм. Ж. Омер; Лиза – П. Монтессю, Колен – М. Лонер. 15.9.1837, возобн., там же (с добавлением па-де-де, написанным Э. Леборном для Ф. Эльслер); Лиза – Ф. Эльслер, Колен – Ж. Мазилье. 23.2.1853, возобн., там же, балетм. А. Сен-Леон (по редакции Ж. Омера); Лиза – Э. Бессоне, Колен – Л. Петипа. В России: 12.2.1845, Большой т-р, Москва, под назв. "Лиза и Колен, или Тщетная предосторожность", балетм. И. Н. Никитин (по ред. Дидло); Лиза – Е. А. Санковская, Колен – И. Н. Никитин. 11.5.1850, возобн., там же; Лиза – Ф. Эльслер. 20.11.1848, Большой т-р, Петербург, по ред. Ш. Дидло; Лиза – Ф. Эльслер, Колен – Х. П. Иогансон, Марцелина – Ж. Перро. 28.10.1854, там же, балетм. Ж. Перро; Лиза – А. И. Прихунова. К музыке Герольда (в обработке Дж. Ланчбери) вернулись в 1960, Королевский балет, т-р "Ковент-Гарден", Лондон, балетм. Ф. Аштон, дирижёр Г. Рейнолдс, худ. О. Ланкастер; Лиза – Н. Нерина, Колен – Д. Блэр (балет показан в СССР во время гастролей в 1961); эта редакция идёт в ряде стран; 1967, Австралийский балет (балет был показан в СССР во время гастролей в 1973) и др. В СССравни 3.5.1971, Ленингр. Малый т-р, балетм. О. М. Виноградов, худ. Г. Сотников (декорации) и Т. Ратнер (костюмы), дирижёр П. А. Бубельников; Лиза – Г. В. Покрышкина, Колен – H. A. Долгушин, Марцелина – H. H. Боярчиков, Ален – Г. Р. Замуэль. В др. городах СССравни Саратов (1971, балетм. Виноградов), Одесса (1 973, балетм. тот же), Минск (1 979, балетм. тот же), Воронеж (1 974, Г. Малхасянц), Фрунзе (1 976, балетм. Виноградов), Рига (1 978, балетм. тот же).

3) Балет с муз. П. Л. Гертеля. 7.11.1864, Придворная опера, Берлин, балетм. П. Тальони; Лиза – Селлинг, Колен – Гийемен. В России: 15.12.1885, Мариинский т-р, Петербург. балетм. Л. И. Иванов, М. И. Петипа; Лиза – В. Цукки, Колен – П. А. Гердт. 25.9.1894, на сцене Александрийского т-ра, Петербург, балетм. Л. И. Иванов, М. И. Петипа; Лиза – Г. Гантенберг, Колен – П. А. Гердт (или С. С. Литавкин), Никез – A. A. Горский (или И. И. Воронков), Марцелина – Э. Ц. Чеккетти. 24.11.1891, Большой театр, Москва, балетм. И. Мендес, дирижёр С. Я. Рябов; Лиза – Л. Р. Нелидова, Колен – И. Н. Хлюстин, Марцелина – В. Ф. Гельцер. 29.12.1905, там же, балетм. A. A. Горский; Лиза – С. В. Федорова, Колен – М. М. Мордкин, Марцелина – В. А. Рябцев.

24.4.1916, возобн., там же, балетм. A. A. Горский, худ. Ф. А. Лавдовский, дирижёр А. Ф. Арендс; Лиза – Е. В. Гельцер, Колен – Л. А. Жуков, Марцелина – В. А. Рябцев. В Москве и Петербурге роль Лизы исполняли также: А. И. Истомина, Р. Гиро, В. А. Лядова, А. Н. Кеммерер, А. Ф. Вергина, Л. Н. Гейтен, A. A. Джури, М. Ф. Кшесинская, А. П. Павлова, О. И. Преображенская, Е. И. Билль, A. M. Балашова, Т. П. Карсавина и другие. На сов. сцене: 27.1.1922, возобн., Большой т-р (на сцене Нового т-ра), балетм. A. A. Горский, дирижёр Ю. Ф. Файер; Лиза – С. В. Федорова. 4.12.1932, возобн., филиал Большого т-ра, балетм. Е. И. Долинская (по ред. A. A. Горского), худ. C. K. Самохвалов, дирижёр Ю. Ф. Файер; Лиза – В. П. Васильева, Колен – В. Д. Голубин, Марцелина – В. А. Рябцев. 1943, возобн., там же, балетм. A. M. Meccepep, Е. И. Долинская (по ред. A. A. Горского), худ. С. Самохвалов, Л. А. Федоров, дирижёр Ю. Ф. Файер; Лиза – Т. Бессмертнова, Колен – Г. К. Фарманянц, Марцелина – В. И. Цаплин. 23.12.1979, спектакль Большого т-ра и Моск. хореографич. уч-ща, балетм. С. Н. Головкина, М. С. Мартиросян, А. И. Радунский, худ. В. К. Клементьев, дирижёр B. C. Богорад; Лиза – Э. Ю. Лузина, Колен – Л. В. Никонов, Марцелина – B. C. Ворохобко. 22.4.1923, Т-р оперы и балета, Петроград. балетм. В. И. Пономарев (по ред. Л. И. Иванова и М. И. Петипа), дирижёр В. А. Дранишников; Лиза – М. А. Кожухова, Колен – Пономарёв, Марцелина – А. И. Чекрыгин. 10.1.1937, Ленингр. Малый т-р, сцен. и балетм. Л. М. Лавровский, муз. дополнена произв. Л. Делиба, Р. E. Дриго, Л. Ф. Минкуса, Ч. Пуньи, А. Г. Рубинштейна (в обработке П. Э. Фельдта), худ. Т. Г. Бруни, дирижёр Фельдт; Лиза – Г. Н. Кириллова, Колен – С. П. Дубинин, Марцелина – A. A. Орлов. В Москве и Ленинграде роль Лизы исполняли также Е. М. Люком, Е. А. Смирнова, М. Т. Семёнова, О. В. Лепешинская, Т. М. Вечеслова и другие. В др. городах СССР (в скобках фамилии балетмейстеров): Киев (1927, В. А. Рябцев; 1947, Ф. В. Лопухов). Куйбышев (1936, А. Р. Томский; 1971, Р. Вагабов), Ташкент (1938, А. Р. Томский), Новосибирск (1939, Г. И. Язвинский), Горький (1944, М. Д. Цейтлин; 1967, М. М. Газиев), Минск (1938, К. А. Муллер; 1944, З. А. Васильева, 1959, Муллер), Ашхабад (1957, М. Д. Цейтлин), Кишинёв (1958, А. И. Проценко), Челябинск (1963, М. Д. Цейтлин), Нальчик (1968, А. И. Проценко), Каунас (1971, А. Кондратавичюс), Уфа (1974, Л. А. Серебровская), Харьков (1975, М. М. Газиев), Чебоксары (1977, В. Тимофеев), Оренбург (1971, Б. Е. Скворцов). За рубежом: 1912, сокращённый вариант, труппа Анны Павловой, Лондон (Лиза – А. П. Павлова). 1937, Американский передвижной т-р, Нью-Йорк, балетм. М. М. Мордкин; Лиза – Л. Чейз, Колен – Мордкин. 1940, труппа "Балле тиэтр", Нью-Йорк, балетм. Б. Ф. Нижинская, худ. С. Ю. Судейкин; Лиза – И. Баронова. 27.11.1947, труппа "Гран балле дю марки де Куэвас", балетм. A. M. Балашова; Лиза – Р. Жанмер. 1948, труппа А. Алонсо "Балет республики Куба", Гавана, балетм. А. Алонсо, худ. Л. Маркес и Э. дель Ойо, дирижёр М. Д. Кусан; Лизетта – А. Алонсо, Колен – Р. Родригес, Симона – X. Парес (балет показан в СССР в 1964 на гастролях). 1956, т-р "Храм неба", Пекин, балетм. В. И. Цаплин.

Фермерша Марцелина хочет выдать дочь Лизу за сына откупщика Мишо. Но Лиза любит крестьянина Колена. Тайком пробирается Колен в дом фермерши, однако радостную встречу влюблённых прерывает Марцелина. В наказание она запирает дочь в чулан, куда уже успел спрятаться Колен. Почтительно приветствуя явившихся для сватовства Мишо и его сына, Марцелина открывает чулан и видит там смущённых Лизу и Колена. Ей ничего не остаётся, как согласиться на их брак.

На муз. "Т. п." Гертеля пост. также балет "Соперницы".


Лит.: Тщетная предосторожность. [Либретто], М., 1891; Тщетная предосторожность. Сб. статей к постановке балета в Государственном академическом Малом оперном театре, Л., 1937; Слонимский Ю., "Тщетная предосторожность", Л., 1961; La fille mal gardée, ed. by I. Guest, L., 1960.


Балет. Энциклопеди. - М.: Большая Советская энциклопедия. . 1981.

Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое ""Тщетная предосторожность"" в других словарях:

  • Тщетная предосторожность — Название двухактного балета (1828) французского композитора Ферди нана Герольда (1791 1833). Французская премьера балета состоялась в Бордо в 1879 г. В России этот балет был поставлен в 1885 г. Иронически: о неудавшейся попытке избежать какой… …   Словарь крылатых слов и выражений

  • Тщетная предосторожность (балет) — Тщетная предосторожность La Fille mal gardée …   Википедия

  • Репертуар Большого театра (Москва) с 1825 по 1900 год — В настоящей статье приведён неполный список репертуара московского Большого театра. Необходимо учитывать, что поначалу труппа Малого (Малый театр открылся 14 октября 1824 г.) и Большого театров (Большой театр открылся чуть позже Малого  …   Википедия

  • Репертуар Большого театра (Москва) — В настоящей статье приведён неполный список репертуара московского Большого театра. Необходимо учитывать, что поначалу труппа Малого (Малый театр открылся 14 октября 1824 г.) и Большого театров (Большой театр открылся чуть позже Малого  …   Википедия

  • Одесский театр оперы и балета — ОДÉССКИЙ ТЕÁТР ÓПЕРЫ И БАЛÉТА, академический, открыт в 1810. Вначале ставились драматич. и муз. спектакли, в к рые как обязат. часть входили балетные дивертисменты. Нередко в т ре выступали иностр. и рус. артисты. В 1836 были показаны балеты… …   Балет. Энциклопедия

  • Бомарше — Beaumarchais. Бомарше (Beaumarchais) Пьер Огюстен Карон де (1732 1799) Французский драматург. Афоризмы, цитаты Бомарше. Beaumarchais. Биография • Что такое аристократ? Человек, который потрудился родиться. • Природа сказала женщине: будь… …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • Доберваль, Жан — Жан Доберваль Jean Dauberval (Jean d Auberval) …   Википедия

  • Доберваль Ж. — ДОБЕРВÁЛЬ (Dauberval, D Auberval) [наст. фам. – Берше (Bercher)] Жан (19.8.1742, Монпелье, – 14.2.1806, Тур), франц. артист и балетмейстер. Ученик и последователь Ж. Ж. Новера. Дебютировал в парижской Опере в 1761 в дивертисменте оперы… …   Балет. Энциклопедия

  • Пермский театр оперы и балета — ПÉРМСКИЙ ТЕÁТР ÓПЕРЫ И БАЛÉТА ордена Трудового Красного Знамени академический им. П. И. Чайковского. Осн. в 1878. До 2 й пол. 1920 х гг. ставил только оперные спектакли (с участием артистов балета). Балетная труппа организована в 1926. 1 й… …   Балет. Энциклопедия

  • Свердловский театр оперы и балета — СВЕРДЛÓВСКИЙ ТЕÁТР ÓПЕРЫ И БАЛÉТА ордена Трудового Красного Знамени академический им. А. В. Луначарского. Оперные антрепризы существовали в Екатеринбурге с 1907. В 1912 сооружено новое специально построенное здание. Первый балетный спектакль… …   Балет. Энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»