- Чилийский балет
- ЧИЛИ́ЙСКИЙ БАЛÉТ. В стране издавна были распространены танцы коренного населения (индейцев племени арауканов и другие.>.). В 16 в. появились танцы и музыкально-танц. представления (тонадильи и другие.>.), привезённые из Испании и постепенно вытеснившие индейские (особенно в городах). В результате взаимодействия культур возникли новые формы нац. танцев: напр., самакуэка (или куэка) и др. После установления независимости Чили (1818) был создан оперный театр. Во 2-й пол. 19 в. в страну приезжали иностр. труппы с балетными спектаклями: в 1850 труппа М. Понсо, в 1856 труппа Руссе, показавшая "Жизель". В 1857 в Сантьяго был открыт "Театро мунисипаль", для к-рого с кон. 19 в. чилийские композиторы, используя нац. и фольклорную тематику, стали создавать муз. произв., в т. ч. насыщенные танцами сарсуэлы, а позднее и балеты. X. Ренхифо написал оперу-балет "Солнце и фиалка" (1902), Э. Мело Горигойтия балет "Весенние видения" (1916), П. Гарридо "Ковбои" (1926), П. Бискерт Прадо оперу-балет "Сайеда" (1929), Р. Асеведо Рапосо балеты "Три Паскуалы" (1933) и "Рапа Нуи" (1947), X. Уррутия Блондель балет "Гитана дьявола" (1941), К. Исамит "Золотой колодец" (1942) и др. В 191718 в Чили выступала труппа А. П. Павловой. Артист этой труппы Я. Кавесский в 1921 открыл в Сантьяго первую балетную школу, существовавшую до 1938, где преподавали Д. Янг и Л. Кларк (ранее учившиеся в Великобритании). В годы 2-й мировой войны в Чили гастролировало неск. европ. танц. коллективов, в т. ч. "Орижиналь балле рюс" де Базиля и труппа К. Йосса. Влияние последней из них было особенно велико; артисты этой труппы Э. Утхофф и Л. Ботка организовали в 1941 школу при Ин-те распространения музыки Чилийского ун-та в Сантьяго. Школа вскоре переросла в проф. труппу (с 1945, после постановки Утхоффом "Коппелии", начались регулярные выступления). До 1957 труппа называлась Балет Чилийского ун-та, затем Чилийский Национальный балет. Труппа ориентировалась на школу нем. экспрессионистич. танц. т-ра, в её репертуаре были балеты Йосса и Утхоффа, к-рый возглавлял труппу до 1965; ставились балеты композиторов Чили и другие. стран Лат. Америки, среди них "Порог сна" Оррего Саласа (1951, балетм. М. Солари). В труппе работали балетм. Солари, X. Балдрич, Ч. Диксон и Д. Кэри; в репертуар включались постановки Б. Кульберг, Дж. Батлера, Г. Контрерас. С 1967 коллектив возглавлял П. Бунстер, к-рый пост. "Калаукан" Чавеса (1959), "Сурасо" Хинастеры (1962), "Пустой стул" Фальябельи (1968) и др. При труппе имеется школа, где преподаётся классич. танец (в 195073 работала быв. артистка Мариинского т-ра Е. Д. Полякова, в 1964 Т. Лескова, в 196972 неск. раз приезжал сов. педагог Е. П. Валукин). Однако в репертуаре труппы нет балетов классич. наследия, сохраняется связь с экспрессионистич. направлением Йосса Утхоффа, чьи традиции развивает Бунстер. В 1949 в Сантьяго рус. балетм. В. Сулима и Н. Гривцова организовали при "Театро мунисипаль" (Муниципальном т-ре) школу классич. танца и труппу. Сулима пост. здесь балеты: "Бахчисарайский фонтан"; "Маскарад" на муз. Хачатуряна, "Три Паскуалы" Асеведо. В 1959 при "Театро мунисипаль" О. Чинтолези организовал труппу Балет совр. иск-ва (с 1965 наз. Муниципальный балет; см. Чилийский Муниципальный балет). В основе деятельности труппы ориентация на классич. и совр. европ. репертуар. В труппе работали Ч. Диксон, Б. Эрмансен, Н. Диксон, сов. специалисты А. Р. Томский, A. A. Прокофьев (197273). В репертуаре: "Коппелия", "Тщетная предосторожность", "Жизель", "Шопениана", "Чудесный мандарин", отрывки из балетов классич. наследия, работы местных хореографов. Среди др. балетных коллективов: Мастерская танца (1968, в предместье Лас-Кондес), Балет Министерства просвещения (1969, рук. X. Балдрич и М. Солари; в 196972 имелась школа). Неоднократно возникали коллективы нац. танца: Чилийская фольклорная группа (1962), Экспериментальный фольклорный балет (1966) и др. Среди артистов 195070: В. Ронкаль, О. Чинтолези, И. Милован, М. Солари, X. Полл, X. Балдрич, К. Жаркова, Э. Харли, Э. Ларрагибель, М. Э. Аранхис, М. Сомоса, Р. Ормаэче, Р. Льянсоль. К нач. 70-х гг. выдвинулась молодёжь: танцовщик Э. Латес и танцовщицы, учившиеся у сов. педагогов, П. Монтеро и Н. Веласко. Артистов готовят в Нац. хореографич. школе (при ф-те танца Чилийского ун-та), функционирует школа Муниципального балета (с 1959). В 1970 создан Нац. фольклорный балет (рук. Р. Рейс). Балетные труппы возникли в городах: Арика, Вальдивия, Консепсьон, Вальпараисо и другие. В разные годы работали частные школы: Д. Янг, Е. Д. Поляковой, Э. Корредо, М. Э. Лорка и другие. В 1965 при "Театро мунисипаль" организован балетный центр, в к-рый входит Танцевальный архив им. Поляковой, возглавляемый критиком и исследователем танца К. Робилан. После военно-фаш. переворота мн. прогрессивные деятели балета покинули страну.
Лит.: Salas Viu V., La creación musical en Chile. 19001951, Santiago de Chile, 1952; "Ballet today", 1962, May.Е. Я. Суриц.
"Калаукан". Национальный балет. Сантьяго. Балетм. П. Бунстер
"Алотриа". Национальный балет. Сантьяго. Балетм. Э. Утхофф
"Калаукан". Национальный балет. Сантьяго. Балетм. П. Бунстер
"Алотриа". Национальный балет. Сантьяго. Балетм. Э. Утхофф
Балет. Энциклопеди. - М.: Большая Советская энциклопедия. Главный редактор Ю.Н.Григорович. 1981.