- Эстонский балет
- ЭСТÓНСКИЙ БАЛÉТ. Истоки развития эст. хореографии связаны с нар. танцем. Развитие проф. танц. иск-ва началось под воздействием более развитых танц. культур. С 17 в. имеются сведения о выступлениях в Эстонии танц. трупп. В 19 в. в Таллине и Тарту гастролировали артисты русского балета. Формирование нац. балетного иск-ва относится к 1-му десятилетию 20 в. под влиянием как рус. классического, так и нового, т. н. свободного танца. Одна из первых проф. танцовщиц Э. Ильбак, последовательница А. Дункан. В 1924 Г. Негго, ученица Р. Лабана, организовала в Таллине балетную студию, к-рая готовила артистов и балетмейстеров, ставила спектакли, давала концерты, была творчески связана с таллинскими т-рами. Основы развития классич. балета заложила студия, открытая в 1918 Е. Литвиновой. Её воспитанники Л. Лооринг, Э. Хольц, Р. Ольбрей, Р. Роод, стали первыми балетными артистами т-ра "Эстония" (Таллин). Однако выпускники студий не находили работу в бурж. Эстонии, поэтому мн. талантливые артисты (Э. Ильбак, А. Юрна, А. Сиймола, А. Экстон и другие.) выступали гл. обр. за границей. Центр развития нац. балетного иск-ва т-р "Эстония". Первое хореографич. представление "Сон в мастерской скульптора" (1914). Вначале самостоятельные балетные спектакли появлялись на сцене этого т-ра редко. В 1922 гастролировавшая в Эстонии В. В. Кригер пост. здесь балет "Коппелия", исполнив в нём гл. партию. В 1925 постоянным балетмейстером т-ра "Эстония" стала Р. Ольбрей, к-рая организовала в 1926 балетную труппу, обучала артистов, начала регулярно ставить балетные спектакли: "Жизель" (1929), "Щелкунчик" (1936); "Пробуждение Флоры" Дриго (1937), "Красный мак" (1939), "Лебединое озеро" (1940). В 1935 балетная труппа под рук. И. Урбель была создана в т-ре "Ванемуйне" (Тарту); в 1939 здесь было пост. первое балетное представление, носившее характер дивертисмента. После восстановления Сов. власти в Эстонии (1940) И. Урбель уже в сезоне 194041 пост. балет "Эсмеральда". Оба т-ра начали подготовку к намечавшейся Декаде эст. иск-ва и лит-ры в Москве. Были написаны первые в Эстонии нац. балеты "Кратть" Тубина и "Калевипоэг" Каппа. Однако работа была прервана Великой Отечеств. войной 19411945. В годы войны часть артистов входила в состав эст. художеств. ансамблей в Ярославле. Т-ры "Ванемуйне" и "Эстония", стремясь сохранить балетные труппы и художественно-значимый репертуар, осуществили пост. балета "Кратть" (в 1943 и 1944). Большой вклад в развитие эст. балета в послевоен. годы внесли балетм. А. Экстон и И. Урбель; артистки Ю. Apг, В. Леэвер, X. Маллинг, Э. Мяэритс, И. Пыдер, Г. Раудсепп, В. Васильева, В. Отсус; артисты Б. Блинов, А. Койт, В. Хагус, У. Вяльяотс и другие. Этот период завершился пост. хореографич. поэмы "Калевипоэг" Каппа (1948, т-р "Эстония", балетм. X. Тохвельман; 1950, т-р "Ванемуйне", балетм. И. Урбель). В 50-е гг. т-р "Эстония" начал освоение балетной классики и балетного симфонизма. Развитию балетной труппы во многом способствовала деятельность балетмейстеров В. П. Бурмейстера, к-рый осуществил постановку "Лебединого озера", ставшую этапом в повышении проф. мастерства коллектива, и Б. А. Фенстера, поставившего балет "Тийна" Аустер, удачно синтезировав лексику классич. балета с приёмами нар. танца. Э. б. 6070-х гг. определяется деятельностью двух разл. по характеру трупп т-ров "Эстония" и "Ванемуйне", творчеством балетм. М. Мурдмаа, Ю. Вилимаа, Э. Суве. Для т-ра "Эстония", где работает технически сильная труппа (особенно женский состав), характерны наряду с классикой пост. балетов композиторов 20 в. (С. Барбер, Б. Барток, И. Ф. Стравинский, С. С. Прокофьев, Р. К. Щедрин), поиски совр. лексики классич. балета, сложной хореографич. образности. Созданы новые эст. балеты, напр. "Иоанна тентата" Тамберга (1971). Небольшая труппа "Ванемуйне", кроме традиционных для неё драматич. балетов, ставит одноактные балеты и танц. миниатюры, отличающиеся разнообразием пластич. средств выражения, музыкальностью. Наряду с мастерами эст. балета в т-рах Эстонии работали балетм. Б. А. Фенстер, В. П. Бурмейстер, В. Гривицкас, Н. М. Уланова и другие. Мн. эст. артисты и балетмейстеры получили хореографич. образование или стажировались в уч-щах и ин-тах Москвы и Ленинграда. С 1946 в республике работает Таллинское хореографич. уч-ще. Материалы о балете печатаются в еженедельнике "Серп и молот", в сб. "Театральные заметки", а также в респ. газетах.
Лит.: Tormis L., Eesti balletist, Tallinn, 1967; "Vanemuine" täna ja eile, Tartu, 1970; Каск К., Тормис Л., Паалма В., Эстонский театр, М., 1978.
Л. П. Тормис.
"Монт-Валерьен" Куулберга. Театр. "Ванемуйне". Балетм. Э. Керге
"Калевипоэг". Театр "Эстония". Балетм. В. Бурмейстер
"Орфей". Театр "Эстония". Балетм. Э. Суве
"Иоанна тентата". Театр "Эстония". Балетм. М. Мурдмаа
"Весна" Винтера. Театр. "Ванемуйне". Балетм. И. Урбель
"Монт-Валерьен" Куулберга. Театр. "Ванемуйне". Балетм. Э. Керге
"Калевипоэг". Театр "Эстония". Балетм. В. Бурмейстер
"Орфей". Театр "Эстония". Балетм. Э. Суве
"Иоанна тентата". Театр "Эстония". Балетм. М. Мурдмаа
"Весна" Винтера. Театр. "Ванемуйне". Балетм. И. Урбель
Балет. Энциклопеди. - М.: Большая Советская энциклопедия. Главный редактор Ю.Н.Григорович. 1981.