- Брамс И.
- БРАМС (Brahms) Иоганнес (7.5.1833, Гамбург, 3.4.1897, Вена), нем. композитор, пианист и дирижёр. Учился у Э. Марксена. Наследие Б. охватывает мн. жанры. Его "Венгерские танцы" свободная транскрипция ритмов и интонаций городского венг. фольклора (вербункош); в вальсах заметно воздействие венской бытовой муз. культуры (лендлер), ощутимы также "славянизмы" (ритмы и обороты чеш. польки и другие.); танцевальность пронизывает мн. симфонич., вокальные и инструм. произведения Б. Среди балетов на его муз.: "Хореартиум" (на муз. 4-й симфонии, 1933, "Балле рюс де Монте-Карло", Лондон, балетм. Л. Ф. Мясин), "Брамс вариации" (на муз. вариаций Б. на темы Генделя и Паганини для фп., 1944, балетм. Б. Ф. Нижинская), "Гран па" (1953, парижская Опера, балетм. С. Лифарь); "Вальсы песни любви" (на муз. двух циклов для вокального квартета и фп., 1960), "Брамс Шёнберг квартет" (на муз. фп. квартета № 1 в оркестровой версии Шёнберга, 1967) оба "Нью-Йорк сити балле", балетм. Дж. Баланчин, "Серенада" (№ 2 для орк., 1967, Печский балет, балетм. И. Экк); "Инициалы R. B. M. E." (на муз. Концерта № 2 для фп. с оркестром, 1972, Штутгартский балет, балетм. Дж. Кранко; в СССР показан под назв. "Балет", 1972), "Странник и его тень" (на муз. 4 строгих напевов для баса на библейские темы, 1972, балетм. Т. Тарп); "Однажды..." (на муз. фп. квартета № 1, 1974, балетм. Г. Вередон), "Вариации" (на муз. Вариаций на тему Паганини, 1979, парижская Опера, балетм. В. Верди). В СССравни "Концерт" и "Тема с вариациями" (1970, Ленинград, балетм. Г. Д. Алексидзе), "Хореографическая фантазия" (1974, Одесса, балетм. И. А. Чернышёв) и мн. др.В. А. Кулаков.
Балет. Энциклопеди. - М.: Большая Советская энциклопедия. Главный редактор Ю.Н.Григорович. 1981.