Глазунов А. К.

Глазунов А. К.
ГЛАЗУНÓВ Александр Константинович [29.7(10.8).1865, Петербург, – 21.3.1936, Париж], рус. композитор, дирижёр, педагог. Нар. арт. Республики (1922), почётный доктор Оксфордского и Кембриджского ун-тов (1907). Ученик H. A. Римского-Корсакова. Один из крупнейших рус. симфонистов, Г. был чрезвычайно чуток к выразительным возможностям танцевально-пластич. свойств муз. формы ("Свадебное шествие", "Концертные вальсы", "Балетная сюита"). Танц. темы пронизывают его симфонии (4-я и 6-я), квартеты. Склонность к симфонизации жанрово-танц. образов ("Шопениана", "Гадание и пляска") привела Г. в балетный т-р. В отличие от П. И. Чайковского, подчинившего жанр балета-феерии законам муз. драмы, Г. выявляет и обобщает лирико-эпические тенденции, заложенные в образных и композиц. структурах "большого балета" ("Раймонда", 1898, Мариинский т-р, балетм. М. И. Петипа). Традиционные схемы классич. танца становятся, по словам Г., "благотворными оковами", в к-рых воспитывается его чувство формы, кристаллизуется определённый тип симфонизма. Несмотря на жанровые различия (напр., парадность монументальной "Раймонды" и пасторальный колорит одноактной "Барышни-служанки", 1900, Эрмитажный, затем Мариинский т-ры, балетм. Петипа; Смотри "Испытание Дамиса") балеты Г. обладают единством стиля. Их драматургия строится на образном взаимопроникновении разл. жанровых сфер. Так, в "Раймонде" любовное соперничество Абдерахмана и де Бриена воплощено в контрастном сопоставлении испано-араб. и венг. сюит танцев; в балете "Барышня-служанка" лирический мелос вариаций и дуэтов Изабеллы и Дамиса оттенён сюитой старинных франц. танцев, передающих стилизованную обстановку "галантного века". В балетах Г. новое значение (по сравнению с Чайковским) приобретают массовые жанрово-характерные образы. С ними связано преобладание сюитно-циклич. форм. Грандиозные жанровые циклы "Раймонды" – гл. средство достижения муз. единства партитуры и основа симфонизации и слияния классич. и характерного танца (венг. классическое Grand pas в 3-м акте). В балете "Времена года" (1900, Эрмитажный, затем Мариинский т-ры, балетм. Петипа) Г., сохраняя традиционные композиц. формы каждой из 4 частей (следующих без перерыва), создаёт целостную симф. конструкцию всей партитуры. Так возникает хореографич. симфония, получившая развитие в европ. балетной музыке нач. 20 в. Балеты Г. – самое значит. явление балетного симфонизма на рубеже 19–20 вв., соответствующее нормам театр. поэтики балетм. Петипа. Подобно "высокому академизму" классич. танца в спектаклях Петипа, возникшему в результате отбора и творч. синтеза разнообразных традиций хореографии 19 в., партитуры Г., подытоживая завоевания муз. классики, сообщают им незыблемую устойчивость академич. формы. Уступая "Спящей красавице" в драматизме и мастерстве психологич. характеристики, "Раймонда" Глазунова – Петипа представляет собой законченный образец единого муз.-танц. стиля эпохи. Симф. музыка Г. неоднократно становилась материалом для хореографич. интерпретаций: Вступление и пляска Саломеи из музыки к драме "Саломея" Уайльда ("Пляска семи покрывал", 1908, Петербург, балетм. М. М. Фокин), симф. поэма "Стенька Разин" (одноим. балет, для к-рого Г. дописал "Пляску дружины Разина" на тему нар. песни "Вниз по матушке по Волге", 1915, Петроград, балетм. Фокин; 1918, Москва, балетм. A. A. Горский), 5-я симфония (1916, Москва, балетм. Горский) и др.


Лит.: Коптяев Α., А. К. Глазунов, как балетный композитор, "ЕИТ". Сезон 1899–1900, прилож. 1, с. 49–59; Игорь Глебов (Асафьев Б. В.), Письма о русской опере и балете. Письмо шестое: Балеты Глазунова, "Еженедельник Петроградских Гос. Акад. театров", 1922. № 9, с. 30–34; его же, Критические статьи, очерки и рецензии, М.–Л., 1967, с. 167–79; Глазунов. Исследования. Материалы. Письма, т. I, Л., 1959; Ганина М., Александр Константинович Глазунов. Жизнь и творчество, Л., 1961, с. 129–59; Федорова Г. П., Глазунов, М., 1961, с. 26–28; Красовская В. М., Русский балетный театр второй половины XIX века, Л.–М., 1963, с. 318–30; Соллертинский И., Статьи о балете, Л., 1973, с. 125–29; Ванслов В. В., Симфонические произведения Глазунова, М., 1950.


И. Я. Вершинина.


Балет. Энциклопеди. - М.: Большая Советская энциклопедия. . 1981.

Игры ⚽ Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "Глазунов А. К." в других словарях:

  • Глазунов — Глазунов  фамилия. Известные носители: Глазунов, Александр Константинович  русский композитор второй половины XIX века Глазунов, Василий Афанасьевич  советский военачальник, генерал лейтенант, дважды Герой Советского Союза Глазунов …   Википедия

  • ГЛАЗУНОВ — Илья Сергеевич (родился в 1930), российский живописец и график. Картины на исторические и современные темы (серия Поле Куликово , 1980; Мистерия XX века , начало 1970 х гг.), цикл картин и рисунков на темы романов Ф. М. Достоевского, портреты,… …   Современная энциклопедия

  • Глазунов — (Александр Константинович) композитор, примыкающий к новойрусской музыкальной школе, ученик М. А. Балакирева и Н. А.Римского Корсакова, род. в 1865 г. Написал несколько увертюр, симфоний,симфонических поэм, сюит, смычковых квартетов, песен.… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • Глазунов А. К. —         Александр Константинович (29 VII (10 VIII) 1865, Петербург 21 III 1936, Париж) рус. композитор, дирижёр, муз. обществ. деятель. Нар. арт. Республики (1922). Изучал теорию музыки и композицию под рук. Н. А. Римского Корсакова и после… …   Музыкальная энциклопедия

  • Глазунов — I Глазунов         Александр Александрович [7(19).11.1891, Москва, 5.6.1960, там же], советский учёный в области проектирования и сооружения электрических станций, сетей и систем; один из создателей советской школы электроэнергетики, профессор… …   Большая советская энциклопедия

  • ГЛАЗУНОВ — 1. ГЛАЗУНОВ Александр Константинович (1865 1936), композитор, дирижёр, народный артист Республики (1922). Продолжатель традиций творческого объединения композиторов Могучая кучка (ученик М. А. Балакирева и Н. А. Римского Корсакова) и П. И.… …   Русская история

  • Глазунов — ГЛАЗАТОВ ГЛАЗАЧЕВ ГЛАЗЕЕВ ГЛАЗКОВ ГЛАЗОВ ГЛАЗОВОЙ ГЛАЗОЕМЦЕВ ГЛАЗУНОВ ГЛАЗЫРИН ГЛАЗ Глазун глазастый, у кого глаза навыкате, а также тот, кто любит глазеть: ротозей, зевака. (Ф). Варианты прозвищ могли быть: Глазатый, Глазач, Глазей и т.п. отсюда …   Русские фамилии

  • Глазунов В. А. — ГЛАЗУНÓВ Василий Афанасьевич (1896–1967), дважды Герой Советского Союза (1944, 1945), генерал лейтенант (1944). Чл. КПСС с 1926. В Сов. Армии с 1918. Участник Гражд. войны. Окончил курсы Выстрел (1929), Высш. академич. курсы при Воен. акад.… …   Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия

  • Глазунов Илья Сергеевич — Живописец и график, Народный художник СССР Илья Сергеевич Глазунов родился 10 июня 1930 г. в Ленинграде в семье ученого экономиста. В 1942 г. 11 летнего Илью после смерти всех его родных от голода в осажденном Ленинграде вывезли по Дороге жизни в …   Энциклопедия ньюсмейкеров

  • Глазунов Александр Константинович — Глазунов, Александр Константинович композитор. Родился 20 июля 1865 г. в Санкт Петербурге. Происходит из старинного купеческого рода. Первоначальное образование получил дома. 9 ти лет стал брать уроки фортепианной игры у Н.Г. Холодковой (ученицы… …   Биографический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»