- Глинка М. И.
- ГЛИ́НКА Михаил Иванович [20.5(1.6).1804, с. Новоспасское, ныне Ельнинского р-на Смоленской обл., 3(15).2.1857, Берлин], рус. композитор. Основоположник рус. классич. музыки. Его творчество определило нац. и мировое значение рус. музыки, обозначив осн. пути её развития в творчестве композиторов последующих поколений, в первую очередь "Могучей кучки" и П. И. Чайковского. Не сочинив ни одного балета, Г. использовал танц. формы в своих произведениях. Танец у Г. впервые в рус. музыке стал одним из средств создания образов героев в опере, картин нар. жизни в симфонич. увертюрах, выражал богатое лирич. содержание.
Балетные сцены в операх Г., его симфонич. сочинения и особенно "Вальс-фантазия" (первонач. для фп., 1839; оркестровая ред. 1845; последняя ред. 1856) положили основание будущему классич. рус. балету, подготовили балетную реформу Чайковского. В сюите польских танцев из "Ивана Сусанина" (1836), танцах дев Наины и восточных танцах из "Руслана и Людмилы" (1842), выполняющих важную роль в драматургии спектакля, определились гл. принципы танц. формы. Их отличают образно-тематич. и интонац. родство, волнообразное развитие при контрастном сопоставлении отдельных звеньев формы, логика тонального движения. Польские танцы в "Иване Сусанине" первый в рус. балетной музыке пример симфонич. разработки танц. тематики. Особенности симфонизма Г. наиболее полно раскрылись в "Испанских увертюрах" ("Арагонская хота", 1845, "Ночь в Мадриде", 1851) и в "Камаринской" (1848), где основой произв. являются подлинные нар. танцы.
На музыку сочинений Г. создавались балетные представления: "Сон" (1915, Мариинский т-р, Петроград, сцен. и балетм. М. М. Фокин), "Арагонская хота" (1916, Мариинский т-р, Петроград, сцен. и балетм. тот же, реж. В. Э. Мейерхольд), "Испанские эскизы" (1918, т-р сада "Аквариум", Москва, сцен. и балетм. A. A. Горский), "Я помню чудное мгновенье" (по A. C. Пушкину, на основе ряда произв. Г. в интерпретации Г. Синисало; 1962, Т-р им. М. Джалиля, Казань, балетм. И. В. Смирнов; 1962, Львовский т-р оперы и балета, балетм. М. С. Заславский; 1963, Харьковский т-р оперы и балета, балетм. Н. Д. Юлтыева и И. В. Смирнов), "Русские миниатюры" (на муз. Г., A. A. Алябьева, А. К. Лядова, A. C. Даргомыжского, Чайковского; 1962, Большой т-р, балетм. В. А. Варковицкий), "Па-де-катр" (на муз. увертюры к опере "Руслан и Людмила", 1966, Штутгартский балет, балетм. Дж. Кранко), "Глинкиана" (на муз. разл. произв. Г., 1967, "Нью-Йорк сити балле", балетм. Дж. Баланчин).
Лит.: Асафьев Б. В., М. И. Глинка и его творчество, Избр. труды, т. 1, М., 1952; Ливанова Т. Н., Протопопов В. В., М. И. Глинка. Творческий путь, т. 12, М., 1955; Цуккерман В. Α., "Камаринская" Глинки и её традиции в русской музыке, М., 1957; Розанова Ю., Симфонические принципы балетов Чайковского, М., 1976, с. 1925, 2830.Ю. А. Розанова.
Балет. Энциклопеди. - М.: Большая Советская энциклопедия. Главный редактор Ю.Н.Григорович. 1981.