Действенный танец

Действенный танец
ДÉЙСТВЕННЫЙ ТÁНЕЦ, танец, воплощающий развитие действия балетного спектакля. В 18–19 вв. носил название pas d'action, в отличие от канонич. форм pas de deux, pas d'ensemble и др. Напр., танец Ганса с виллисами во 2-м акте "Жизели", сцена Авроры, Дезире и феи Сирени с нереидами во 2-м акте "Спящей красавицы". Д. т. в качестве основы балетного спектакля утверждали Ж. Ж. Новер и Ш. Дидло, сближая его с пантомимой. В кон. 19 – нач. 20 вв. понятие Д. т. приобрело более широкое значение, оно стало охватывать все разновидности танца, развивающего действие, в отличие от дивертисментного танца (см. Дивертисмент), выражающего не действие, а состояние, и пантомимы, раскрывающей действие, но нетанцевальными средствами. Д. т. – гл. выразит. средство сюжетного балета, бессюжетный балет не имеет Д. т.

В сов. балете уже на первых этапах были созданы выдающиеся образцы Д. т. (массовые народно-танц. сцены в спектаклях В. И. Вайнонена, диалоги гл. действующих лиц в пост. Р. В. Захарова "Бахчисарайский фонтан", танец смерти Меркуцио в пост. Л. М. Лавровского "Ромео и Джульетта" и другие.). Однако развитие Д. т. было ещё недостаточным. Действие балетов нередко выражалось не в танце, а в пантомиме, танцы же гл. обр. характеризовали среду, фон действия, показывали бытовые развлечения (праздник, бал и другие.). Повышение роли Д. т. в связи с драматизацией балета иногда принимало упрощённый характер, было связано с отказом от развитых форм ансамблевого и симфонического танца. В дальнейшем развитии балетного т-ра эти недостатки были преодолены. Напр., спектакли Ю. Н. Григоровича строятся на основе непрерывного Д. т. (сольного, ансамблевого, массового), где может сохраняться преемственная связь с дивертисментным танцем (танец шутов в "Легенде о любви") или с пантомимой (отдельные эпизоды сцены свадьбы в "Ангаре"), но Д. т. всегда выражает сюжет и развивает драматич. действие. В современном балете произошло соединение Д. т. со сложными формами симфонич. танца. Драматургия балетного спектакля строится на основе крупных танц. сцен (воплощающих этапные, узловые моменты развития действия), каждая из к-рых представляет собой симфонически разработанный Д. т. (в 1-м акте "Спартака": нашествие – страдания рабов – развлечения пирующего Красса – призыв к восстанию). Д. т. получил развитие также в постановках балетов на симфонич. музыку ("Ленинградская симфония", балетм. И. Д. Бельский), в работах О. М. Виноградова, Г. А. Майорова, В. Н. Елизарьева и другие.


Лит.: Фокин М., Против течения. Воспоминания балетмейстера. Статьи и письма, Л.–М., 1962; Новерр Ж.-Ж., Письма о танце и балетах, [пер. с франц.], Л.–М., 1965; Карп П., О балете, М., 1967; Слонимский Ю., В честь танца, М., 1968; Ванслов В., Балеты Григоровича и проблемы хореографии, 2 изд., [М. ], 1971; Лопухов Ф., Хореографические откровенности, [М., 1972]; Добровольская Г., Танец. Пантомима. Балет, [Л., 1975]; Захаров Р., Записки балетмейстера, М., 1976.


В. В. Ванслов.


Балет. Энциклопеди. - М.: Большая Советская энциклопедия. . 1981.

Смотреть что такое "Действенный танец" в других словарях:

  • Действенный танец — танцевально муз. форма, органически связанная с развитием балетного сюжета. Д. Т. в 18 в. был основой пантомим. балетов. Пантомима в них главенствовала, но окрашивалась танцевальной пластикой. В эпоху балетного романтизма, подчиняясь процессам… …   Российский гуманитарный энциклопедический словарь

  • СССР. Литература и искусство —         Литература          Многонациональная советская литература представляет собой качественно новый этап развития литературы. Как определённое художественное целое, объединённое единой социально идеологической направленностью, общностью… …   Большая советская энциклопедия

  • Pas d'action — (па д’аксьóн, франц., букв. – действенный танец, от pas – шаг, танец и action – действие), сложная музыкально танц. форма, органически связанная с развитием балетного сюжета. В P. d’a. участвуют солисты, корифеи, кордебалет. О… …   Балет. Энциклопедия

  • Балет — БАЛÉТ (франц. ballet, от итал. balletto, от позднелат. ballo – танцую), вид музыкально театрального иск ва, содержание к рого выражается в хореографич. образах. В ряду др. иск в Б. принадлежит к зрелищным синтетич., пространственно временным …   Балет. Энциклопедия

  • Па д'аксьон — (франц. pas d action, от pas шаг, танец и action действие)         действенный танец, танец в балете, органически связанный с развитием сюжета, раскрывающий драматическое содержание танцевальной сцены; одна из основных форм построения музыкально… …   Большая советская энциклопедия

  • Просвещение — ПРОСВЕЩÉНИЕ, европейское идейное движение 18 в., обозначавшее наступление буржуазии на феодальные порядки. П. оказало огромное влияние на лит ру и иск во, в т. ч. на балет. Оно побуждало к отказу от условностей классицизма, к отображению жизни… …   Балет. Энциклопедия

  • ПА Д АКСЬОН — (франц. pas d action от pas шаг, танец и action действие), действенный танец, в котором раскрывается драматическое содержание отдельной балетной сцены или всего балетного спектакля …   Большой Энциклопедический словарь

  • па д'аксьон — (франц. pas d’action, от pas  шаг, танец и action  действие), действенный танец, в котором раскрывается драматическое содержание отдельной балетной сцены или всего балетного спектакля …   Энциклопедический словарь

  • ПА Д`АКСЬОН — (франц. pas d action, от pas шаг, танец и action действие), действенный танец, в котором раскрывается драматическое содержание отдельной балетной сцены или всего балетного спектакля …   Энциклопедический словарь

  • Чабукиани В. М. — ЧАБУКИÁНИ Вахтанг Михайлович [р. 27.2(12.3).1910, Тбилиси], сов. артист и балетмейстер, педагог. Нар. арт. СССР (1950). С 1924, по окончании балетной студии М. И. Перини в Тбилиси, в Т ре им. Палиашвили. В 1926–29 совершенствовался в Ленингр …   Балет. Энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»