- Импрессионизм
- ИМПРЕССИОНИ́ЗМ (франц. impressionnisme, от impression впечатление), художеств. течение кон. 19 нач. 20 вв., в основе к-рого стремление передать мимолётные впечатления, субъективные ощущения и настроения художника. Первоначально возникло во франц.живописи, затем распространилось на др. иск-ва и страны. В хореографии стремление к фиксации мгновения, свойственное И., опиралось на импро- визационность и противостояло созданию завершённой художеств. формы. В балетном т-ре, основанном на сложной технике танца и развитых танц. формах, последовательный И. означал бы его самоликвидацию, и потому он не получил значит. распространения. И. проявился гл. обр. в т. н. свободном танце. А. Дункан отстаивала идею "раскрепощения тела" и интуитивного истолкования музыки, без к.-л. танц. норм. И. в танце получил распространение также в Германии. М. М. Фокин пытался сблизить И. с балетной сценой. Воссоздавая в спектаклях сцены из разл. эпох ("Павильон Армиды", "Шопениана", оба 1907; "Египетские ночи", 1908, и др.), Фокин прибегал к стилизации. Позднее в его работах всё более размывалась структура танца. Завершённые формы (pas de deux, adagiо, вариация и др.) отвергались и даже пародировались (напр., в балете "Синяя борода"). Вместе с тем черты И. в творчестве Фокина лишь одна из его граней.
В дальнейшем на смену большому спектаклю всё чаще приходит миниатюра. Однако в погоне за верностью передачи мгновенного впечатления происходило измельчание тематики, пренебрежение сценарной драматургией. И. быстро исчерпал свои возможности.
Лит.: Фокин М., Против течения. Воспоминания балетмейстера. Статьи, письма, Л.М., 1962; Красовская В., Русский балетный театр начала XX века, [ч.] 12, [Л., 197172]; Стравинский И. Ф., Хроника моей жизни, [пер. с франц.], Л., 1963.
Балет. Энциклопеди. - М.: Большая Советская энциклопедия. Главный редактор Ю.Н.Григорович. 1981.