Индийский классический танец

Индийский классический танец
ИНДИ́ЙСКИЙ КЛАССИ́ЧЕСКИЙ ТÁНЕЦ. Истоки высокоразвитых форм И. к. т. – в нар. танцевальных представлениях и ритуальных плясках, имеющих многовековые традиции, к-рые оказали большое влияние и на формирование танц. иск-ва мн. народов Юго-Вост. Азии.

Первые упоминания о танце встречаются в древнем сборнике религиозных гимнов Ригведе (11–10 вв. до н. э.). В период становления буддизма (6–5 вв. до н. э.) танец был составной частью богослужения, в то же время он стал превращаться в средство развлечения, входил в придв. церемонии. При дворах крупных монархов создавались проф. труппы, совершенствовавшие иск-во танца. Теоретич. обоснование И. к. т. получил во 2-й пол. 1 в. до н. э., что свидетельствовало о его высоком развитии. Наиболее древний из сохранившихся трактатов "Натьяшастра" ("Наука о театре", ок. 1 в. н. э.) рассматривал проблемы танца, музыки и другие.мы. Этот многообразный и универсальный труд принадлежал неск. авторам. Зарождение и формирование И.к.т. связано с созданием эпич. произв. "Махабхараты" и "Рамаяны" (1-е вв. н. э.), с периодом преобразования старой религии брахманизма в индуизм. Это время, когда воздвигались многочисл. храмы, ставшие впоследствии средоточием инд. классич. иск-ва. Мифы, легенды и сказания, бытовавшие в народе, а также ритуальные танц. представления использовались служителями культа – брахманами для популяризации и утверждения обновлённой религии. Много веков иск-во танца было монополией брахманов. Его осн. принципы и правила тщательно разрабатывались, причём связь И.к.т. с нар. творчеством отрицалась. Музыке и танцу придавался оттенок исключительности, недоступности, а происхождение танца считалось божественным. Классич. танец нередко наз. танцем богов. Согласно индуизму, создателем и первым исполнителем танцев является бог Шива, к-рый, танцуя, создал из хаоса Вселенную. В храмовых представлениях выступали проф. танцовщики. С обычаем посвящения женщин служению божеству связано появление храмовых танцовщиц – девадаси. Лит-ра и изобразит. иск-во свидетельствуют о популярности девадаси во всей стране. Наибольшего расцвета их иск-во достигло в средние века и просуществовало до 20 в. Географич. и историч. условия развития страны обусловили устойчивость особенностей танца разл. областей страны, определили его многообразие. Почти каждый район Индии имеет характерный для него нар. танец. В Раджастхане – джумар, в Пенджабе – бхангра, в Тамилнаде – кумми, в Гуджарате – гарба, в Кашмире – хафиза и т. д. Особенности нар. танца разл. областей страны определили самобытность и разнообразие И.к.т., его стилей (школ), из к-рых осн. стилями (школами) являются бхарат натья, катхакали, катхак и манипури. В нач. 20 в. с ростом нац. самосознания увеличился интерес к танц. иск-ву. Были возрождены такие древние стили, как кучипуди – в Андхре и одисси – в Ориссе (оба считаются классич. наряду с осн. четырьмя и подчиняются тем же гл. принципам "Натьяшастры"). О них упоминается в древней санскритской лит-ре, а характерные для этих стилей позы зафиксированы в древней скульптуре.

Стили И. к. т. отличаются один от другого техникой исполнения. Южноиндийские танцы – бхарат натья и катхакали исполняются на demi-plié, при выворотном положении бёдер, тогда как северные – катхак и манипури – при свободном положении ног и ступней. Для бхарат натья характерно точное соответствие движений рук, корпуса, головы, шеи, глаз, бровей и другие. Бхарат натья и катхакали используют в большей мере систему канонич. жеста по сравнению с катхаком или манипури. Разнообразные положения глаз и бровей, имеющие определённое символич. значение, свойственное катхакали, полностью отсутствуют в катхаке и манипури. Сложная координация движений бхарат натья, отсутствие композиционного рисунка отличает этот стиль от манипури, для к-рого композиционный рисунок имеет решающее значение. Бхарат натья исполняется почти на месте, тогда как в манипури танцовщики выполняют сложные фигуры – двигаются по диагонали, образуют круг и другие. В катхакали даже женские роли исполняют мужчины. Каждый из стилей состоит из трёх видов танца: нритта – чистый танец или комбинация движений, основанных на сложном ритмич. рисунке; нритья – танец с определённым содержанием или настроением, и натья – танц. драма. Стиль же, в свою очередь, рассматривается как сочетание трёх компонентов: бхава – эмоциональное повествование при помощи движений, поз, мимики лица, канонич. жеста; paгa – музыка, мелодия; тала – ритм. Бхарат натья, катхакали, катхак и манипури используют свою строго разработанную систему жеста, основные позы и движения, зафиксированные ещё в древних трактатах. Исполнитель, как правило, включает в танец импровизацию, сохраняя особенности стиля. И. к. т. построен на сложных и разнообразных ритмах. Их исполнение требует тщательной и длительной подготовки. В Индии и в 20 в. сохраняются семьи и труппы проф. танцовщиков, бережно сохраняющих традиц. формы, унаследованные в границах определённой касты. С 19 в. известен род Пиллаи, к к-рому принадлежит выдающийся преподаватель Минакши Сундарам Пиллаи. Брахманы и храмовые танцовщицы остаются наследственными хранителями исполнит. традиций классич. форм танца (среди известных совр. храмовых танцовщиц в Мадрасе – Баласарасвати). Сохранению древних форм танца способствуют также живучесть старых традиций и обычаев (праздники Дивали, Душера, Холи и другие., с незапамятных времён вошедшие в жизнь народа) и бережное отношение к наследию прошлого, что является одной из основных черт нац. характера. Возрождение и популяризация иск-ва танца в 20 в. явились одновременно основой и для появления новой формы – нац. балета. Большое влияние на зарождение и дальнейшее становление балета оказал также европ. и особенно рус. балет. Удай Шанкар – один из основателей нац. балета, принимал участие в спектаклях А. П. Павловой. Творчество Павловой оказало благотворное влияние и на др. создателей инд. балета – Менаку и Рукмини Деви. Влияние европ. балета на И.к.т. сказалось в использовании большой сценич. формы и отдельных элементов театр. техники. Хореографич. язык инд. балета представляет собой органич. сочетание разл. нар. и классич. танцев.

Для совр. инд. хореографии характерным является обращение к проблемам современности. Однако канонизированные формы любого из стилей И. к. т. ограничивают возможности для постановки совр. балетного спектакля. С целью обогащения и обновления И.к.т. хореографы нередко обращаются к нар. иск-ву, а также к синтезу разл. классич. стилей. Реформаторами в области танц. иск-ва в 20–30-е гг. выступили Удай Шанкар, Рабиндранат Тагор, Шанти Бардхан. Они меняли формы классич. танца, широко используя приёмы разл. стилей для выражения совр. содержания.

Школы И. к.т. имеют свои науч. центры. Так, в "Шантиникетоне" (Калькутта) изучают преимущественно манипури, в "Альморе Шанкара" (Калькутта) и в "Каламандалам" (шт. Керала) – катхакали, в "Калакшетре" – бхарат натья, в "Лакхнау Гхарана" (Лакхнау) – катхак, и др. Работа этих центров координируется Академией танца, музыки и другие.мы ("Сангит натак академи", организованной в 1953). Существует много частных школ.

В 1952 в Дели был создан "Бхаратия Кала Кендра", изучающий катхак. Ведущими педагогами центра были – Шамбху Махарадж, Сундер Прасад; среди работающих – Нарендра Шарма, Гопинатх, Бирджу Махарадж; последователи крупнейших хореографов И. к. т. – Калки Прасада, Биндадина, Аччхана и Лакчху Махараджа. В 1960 создан также "Балетный центр натья" (рук. Камладеви Чаттопадхая и Камла Лал). Первая постановка – "Кришна лила" (1960) получила широкую известность по всей стране (балетм. Бхагвандас Верма). Репертуар труппы составляют танцы разл. стилей. На базе этой труппы при Инд. танц. центре ("Бхаратия натья санг", создан в 1962) в 1964 начал работать Ин-т хореографии, где готовят балетмейстеров И. к. т. Руководитель и создатель ин-та – танцовщица и балетм. Мая Рао. В ин-те изучаются все стили классич. танца. Как правило, центры имеют свои танц. труппы. Среди известных исполнителей: Дамаянти Джоши, Бирджу Махарадж, Гопи Кришна, Мая Рао, Ситара Деви (катхак), Гопинатх, Кунчу Куруп, Кунчу Наир, Шанта Рао, Рагини Деви (катхакали); Баласарасвати, Рукмини Деви, Индрани Рахман (бхарат натья); сестры Джавери, Найна, Ранджана, Даршана, Суверна (манипури). Среди исследователей И. к. т. – Мохан Кхокар, Мулк Радж Ананд, Сурин Овастхи, Венкотта Чаллаш. В Дели, Бомбее, Калькутте существуют школы совр. классич. танца, но популярности не имеют. С ростом интереса к нац. иск-ву появилась лит-ра, посв. танцу. Существуют специальные журналы, в к-рых печатаются статьи о танце: "Сценическое искусство" (Natya), журн. "Театр" в Бомбее, выходит ежеквартальный журнал "Индийские танцы" ("Nritya Bharati").

Лит.: Гопал Р., Анна Павлова и индийские танцы, сб.: Анна Павлова, М., 1956; Кхокар М., О религиозном содержании индийских танцев, в кн.: Индийский этнографический сборник, М., 1961; Ambrose Kay, Classical dances and costumes of India, L., 1951; Banerji P., Dance of India, [5 ed.], Allahabad, 1956.

Д. Г. Журкина.


Индриани Рахман в позе классического танца "Одасси"
Катхак. Средневековая миниатюра
Нритья в исполнении Риты Деви
Балет "Шива и Парвати" (Удай Шанкар - Шива, Амала Шанкар - Парвати). Труппа Удай Шанкара


Индриани Рахман в позе классического танца "Одасси"


Катхак. Средневековая миниатюра


Нритья в исполнении Риты Деви


Балет "Шива и Парвати" (Удай Шанкар - Шива, Амала Шанкар - Парвати). Труппа Удай Шанкара


Балет. Энциклопеди. - М.: Большая Советская энциклопедия. . 1981.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую

Полезное


Смотреть что такое "Индийский классический танец" в других словарях:

  • танец — сущ., м., употр. часто Морфология: (нет) чего? танца, чему? танцу, (вижу) что? танец, чем? танцем, о чём? о танце; мн. что? танцы, (нет) чего? танцев, чему? танцам, (вижу) что? танцы, чем? танцами, о чём? о танцах 1. Танцем называется вид… …   Толковый словарь Дмитриева

  • Бхаратанатьям — Индийская танцовщица, изображающая характерную позу Натараджа Бхаратанатьям  самый древний исторически задокументированный танец театр, его возраст более 5000 лет. Слог «бха» означает «бхава»  ч …   Википедия

  • Мельникова, Екатерина Александровна — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Мельникова. Екатерина Мельникова …   Википедия

  • Классические индийские танцы — …   Википедия

  • Список фильмов Индии —   Это служебный список статей, созданный для координации работ по развитию темы.   Данное предупреждение не устанавливается на информационные списки и глоссарии …   Википедия

  • Чакраборти, Митхун — Митхун Чакраборти хинди मिथुन चक्रवर्ती …   Википедия

  • Азия — (Asia) Описание Азии, страны, государства Азии, история и народы Азии Информация об азиатских государствах, история и народы Азии, города и география Азии Содержание А́зия — самая большая часть света, образует вместе с материк Евразию …   Энциклопедия инвестора

  • Индия — (на языке хинди Бхарат)         официальное название Республика Индия.          I. Общие сведения          И. государство в Южной Азии, в бассейне Индийского океана.          И. находится на важнейших морских и воздушных коммуникациях,… …   Большая советская энциклопедия

  • Индия — У этого термина существуют и другие значения, см. Индия (значения). Республика Индия भारत गणराज्य Bhārat Gaṇarājya Republic of India …   Википедия

  • Народное творчество —         художественное, народное искусство, фольклор, художественная творческая деятельность трудового народа; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия, музыка, театр, танец, архитектура, изобразительное и декоративно прикладное… …   Большая советская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»