- Индийский классический танец
- ИНДИ́ЙСКИЙ КЛАССИ́ЧЕСКИЙ ТÁНЕЦ. Истоки высокоразвитых форм И. к. т. в нар. танцевальных представлениях и ритуальных плясках, имеющих многовековые традиции, к-рые оказали большое влияние и на формирование танц. иск-ва мн. народов Юго-Вост. Азии.
Первые упоминания о танце встречаются в древнем сборнике религиозных гимнов Ригведе (1110 вв. до н. э.). В период становления буддизма (65 вв. до н. э.) танец был составной частью богослужения, в то же время он стал превращаться в средство развлечения, входил в придв. церемонии. При дворах крупных монархов создавались проф. труппы, совершенствовавшие иск-во танца. Теоретич. обоснование И. к. т. получил во 2-й пол. 1 в. до н. э., что свидетельствовало о его высоком развитии. Наиболее древний из сохранившихся трактатов "Натьяшастра" ("Наука о театре", ок. 1 в. н. э.) рассматривал проблемы танца, музыки и другие.мы. Этот многообразный и универсальный труд принадлежал неск. авторам. Зарождение и формирование И.к.т. связано с созданием эпич. произв. "Махабхараты" и "Рамаяны" (1-е вв. н. э.), с периодом преобразования старой религии брахманизма в индуизм. Это время, когда воздвигались многочисл. храмы, ставшие впоследствии средоточием инд. классич. иск-ва. Мифы, легенды и сказания, бытовавшие в народе, а также ритуальные танц. представления использовались служителями культа брахманами для популяризации и утверждения обновлённой религии. Много веков иск-во танца было монополией брахманов. Его осн. принципы и правила тщательно разрабатывались, причём связь И.к.т. с нар. творчеством отрицалась. Музыке и танцу придавался оттенок исключительности, недоступности, а происхождение танца считалось божественным. Классич. танец нередко наз. танцем богов. Согласно индуизму, создателем и первым исполнителем танцев является бог Шива, к-рый, танцуя, создал из хаоса Вселенную. В храмовых представлениях выступали проф. танцовщики. С обычаем посвящения женщин служению божеству связано появление храмовых танцовщиц девадаси. Лит-ра и изобразит. иск-во свидетельствуют о популярности девадаси во всей стране. Наибольшего расцвета их иск-во достигло в средние века и просуществовало до 20 в. Географич. и историч. условия развития страны обусловили устойчивость особенностей танца разл. областей страны, определили его многообразие. Почти каждый район Индии имеет характерный для него нар. танец. В Раджастхане джумар, в Пенджабе бхангра, в Тамилнаде кумми, в Гуджарате гарба, в Кашмире хафиза и т. д. Особенности нар. танца разл. областей страны определили самобытность и разнообразие И.к.т., его стилей (школ), из к-рых осн. стилями (школами) являются бхарат натья, катхакали, катхак и манипури. В нач. 20 в. с ростом нац. самосознания увеличился интерес к танц. иск-ву. Были возрождены такие древние стили, как кучипуди в Андхре и одисси в Ориссе (оба считаются классич. наряду с осн. четырьмя и подчиняются тем же гл. принципам "Натьяшастры"). О них упоминается в древней санскритской лит-ре, а характерные для этих стилей позы зафиксированы в древней скульптуре.
Стили И. к. т. отличаются один от другого техникой исполнения. Южноиндийские танцы бхарат натья и катхакали исполняются на demi-plié, при выворотном положении бёдер, тогда как северные катхак и манипури при свободном положении ног и ступней. Для бхарат натья характерно точное соответствие движений рук, корпуса, головы, шеи, глаз, бровей и другие. Бхарат натья и катхакали используют в большей мере систему канонич. жеста по сравнению с катхаком или манипури. Разнообразные положения глаз и бровей, имеющие определённое символич. значение, свойственное катхакали, полностью отсутствуют в катхаке и манипури. Сложная координация движений бхарат натья, отсутствие композиционного рисунка отличает этот стиль от манипури, для к-рого композиционный рисунок имеет решающее значение. Бхарат натья исполняется почти на месте, тогда как в манипури танцовщики выполняют сложные фигуры двигаются по диагонали, образуют круг и другие. В катхакали даже женские роли исполняют мужчины. Каждый из стилей состоит из трёх видов танца: нритта чистый танец или комбинация движений, основанных на сложном ритмич. рисунке; нритья танец с определённым содержанием или настроением, и натья танц. драма. Стиль же, в свою очередь, рассматривается как сочетание трёх компонентов: бхава эмоциональное повествование при помощи движений, поз, мимики лица, канонич. жеста; paгa музыка, мелодия; тала ритм. Бхарат натья, катхакали, катхак и манипури используют свою строго разработанную систему жеста, основные позы и движения, зафиксированные ещё в древних трактатах. Исполнитель, как правило, включает в танец импровизацию, сохраняя особенности стиля. И. к. т. построен на сложных и разнообразных ритмах. Их исполнение требует тщательной и длительной подготовки. В Индии и в 20 в. сохраняются семьи и труппы проф. танцовщиков, бережно сохраняющих традиц. формы, унаследованные в границах определённой касты. С 19 в. известен род Пиллаи, к к-рому принадлежит выдающийся преподаватель Минакши Сундарам Пиллаи. Брахманы и храмовые танцовщицы остаются наследственными хранителями исполнит. традиций классич. форм танца (среди известных совр. храмовых танцовщиц в Мадрасе Баласарасвати). Сохранению древних форм танца способствуют также живучесть старых традиций и обычаев (праздники Дивали, Душера, Холи и другие., с незапамятных времён вошедшие в жизнь народа) и бережное отношение к наследию прошлого, что является одной из основных черт нац. характера. Возрождение и популяризация иск-ва танца в 20 в. явились одновременно основой и для появления новой формы нац. балета. Большое влияние на зарождение и дальнейшее становление балета оказал также европ. и особенно рус. балет. Удай Шанкар один из основателей нац. балета, принимал участие в спектаклях А. П. Павловой. Творчество Павловой оказало благотворное влияние и на др. создателей инд. балета Менаку и Рукмини Деви. Влияние европ. балета на И.к.т. сказалось в использовании большой сценич. формы и отдельных элементов театр. техники. Хореографич. язык инд. балета представляет собой органич. сочетание разл. нар. и классич. танцев.
Для совр. инд. хореографии характерным является обращение к проблемам современности. Однако канонизированные формы любого из стилей И. к. т. ограничивают возможности для постановки совр. балетного спектакля. С целью обогащения и обновления И.к.т. хореографы нередко обращаются к нар. иск-ву, а также к синтезу разл. классич. стилей. Реформаторами в области танц. иск-ва в 2030-е гг. выступили Удай Шанкар, Рабиндранат Тагор, Шанти Бардхан. Они меняли формы классич. танца, широко используя приёмы разл. стилей для выражения совр. содержания.
Школы И. к.т. имеют свои науч. центры. Так, в "Шантиникетоне" (Калькутта) изучают преимущественно манипури, в "Альморе Шанкара" (Калькутта) и в "Каламандалам" (шт. Керала) катхакали, в "Калакшетре" бхарат натья, в "Лакхнау Гхарана" (Лакхнау) катхак, и др. Работа этих центров координируется Академией танца, музыки и другие.мы ("Сангит натак академи", организованной в 1953). Существует много частных школ.
В 1952 в Дели был создан "Бхаратия Кала Кендра", изучающий катхак. Ведущими педагогами центра были Шамбху Махарадж, Сундер Прасад; среди работающих Нарендра Шарма, Гопинатх, Бирджу Махарадж; последователи крупнейших хореографов И. к. т. Калки Прасада, Биндадина, Аччхана и Лакчху Махараджа. В 1960 создан также "Балетный центр натья" (рук. Камладеви Чаттопадхая и Камла Лал). Первая постановка "Кришна лила" (1960) получила широкую известность по всей стране (балетм. Бхагвандас Верма). Репертуар труппы составляют танцы разл. стилей. На базе этой труппы при Инд. танц. центре ("Бхаратия натья санг", создан в 1962) в 1964 начал работать Ин-т хореографии, где готовят балетмейстеров И. к. т. Руководитель и создатель ин-та танцовщица и балетм. Мая Рао. В ин-те изучаются все стили классич. танца. Как правило, центры имеют свои танц. труппы. Среди известных исполнителей: Дамаянти Джоши, Бирджу Махарадж, Гопи Кришна, Мая Рао, Ситара Деви (катхак), Гопинатх, Кунчу Куруп, Кунчу Наир, Шанта Рао, Рагини Деви (катхакали); Баласарасвати, Рукмини Деви, Индрани Рахман (бхарат натья); сестры Джавери, Найна, Ранджана, Даршана, Суверна (манипури). Среди исследователей И. к. т. Мохан Кхокар, Мулк Радж Ананд, Сурин Овастхи, Венкотта Чаллаш. В Дели, Бомбее, Калькутте существуют школы совр. классич. танца, но популярности не имеют. С ростом интереса к нац. иск-ву появилась лит-ра, посв. танцу. Существуют специальные журналы, в к-рых печатаются статьи о танце: "Сценическое искусство" (Natya), журн. "Театр" в Бомбее, выходит ежеквартальный журнал "Индийские танцы" ("Nritya Bharati").
Лит.: Гопал Р., Анна Павлова и индийские танцы, сб.: Анна Павлова, М., 1956; Кхокар М., О религиозном содержании индийских танцев, в кн.: Индийский этнографический сборник, М., 1961; Ambrose Kay, Classical dances and costumes of India, L., 1951; Banerji P., Dance of India, [5 ed.], Allahabad, 1956.
Д. Г. Журкина.
Индриани Рахман в позе классического танца "Одасси"
Катхак. Средневековая миниатюра
Нритья в исполнении Риты Деви
Балет "Шива и Парвати" (Удай Шанкар - Шива, Амала Шанкар - Парвати). Труппа Удай Шанкара
Индриани Рахман в позе классического танца "Одасси"
Катхак. Средневековая миниатюра
Нритья в исполнении Риты Деви
Балет "Шива и Парвати" (Удай Шанкар - Шива, Амала Шанкар - Парвати). Труппа Удай Шанкара
Балет. Энциклопеди. - М.: Большая Советская энциклопедия. Главный редактор Ю.Н.Григорович. 1981.