Киргизский балет

Киргизский балет
КИРГИ́ЗСКИЙ БАЛÉТ. История не сохранила развитых форм кирг. нар. танца, хотя в эпосе "Манас", легендах и сказаниях упоминаются старинные пляски "бий" и "шапартепмей". Совершенство пластики и движения, характерное для иск-ва манасчи и комузистов, проявлялось в их умении "разыграть" эпос в слове, музыке, жесте, а также в иск-ве нар. комиков (эл куудулдары). Элементы, родственные танцам, содержатся в нар. играх "Кыз-оюн", "Жоолук", "Таштамай", "Ак-чолмок", "Жашынмак" и другие. После Вел. Октябрьской революции начался процесс изучения нар. танцев. В 1926 во Фрунзе была организована кирг. музыкально-драматич. студия, реорганизованная в 1936 в Музыкально-драматич. т-р. Здесь начала деятельность балетная труппа во главе с балетм. Н. С. Холфиным. На основе изучения нар. игр, бытовых обрядов, трудовых процессов, костюмов и музыки киргизов Холфин воссоздал нар. танцы в первой кирг. опере "Айчурек" Власова, Малдыбаева и Фере (1939). Этот опыт был продолжен в танц. сценах опер "Токтогул" Веприка (1940), "Кокуль" Раухвергера (1942), "Манас" Власова, Малдыбаева и Фере (1946), в первом кирг. балете "Анар" Власова и Фере (1940). В основу сценария этого балета положен популярный в нац. фольклоре сюжет о всепобеждающей силе любви над патриархальными обычаями и неограниченной властью феодалов. Балет насыщен бытовыми сценами, ярким этнографич. материалом, живописными картинками нар. жизни. Одновременно делались попытки освоения классич. наследия, были пост. балеты "Соперницы" ("Тщетная предосторожность", 1939), "Коппелия" (1940). Уровень проф. мастерства труппы был ещё недостаточным, её состав формировался из участников самодеятельности, артисты не имели спец. подготовки, хотя мн. из них успешно выступали на проф. сцене (Д. Джабиева, А. Молдобаева, Г. Худайбергенова, Ю. Кулдарова, Ф. Тулина, А. Мамакеев и другие.). Становление кирг. проф. балетного иск-ва связано с созданием Киргизского театра оперы и балета (1942), в труппу к-рого вошли артисты, учившиеся в Ленингр. хореографич. уч-ще (Д. Арсыгулова, Б. Бейшеналиева, Г. Даниярова, С. Кабеков, К. Мадемилова, Н. С. Тугелов и другие.). Этапной работой стал балет-сказка "Чолпон" М. Раухвергера (1944, балетм. Л. М. Крамаревский), в к-ром удалось соединить нац. элементы с классич. танцем. При возобновлении (1953, 1958) существо всех изменений определялось стремлением придать сказке реальные черты. В окончательном виде спектакль приобрёл композиционную стройность, чёткость социальных характеристик, нац. своеобразие. В 1960 "Чолпон" был экранизирован (под наз. "Чолпон – утренняя звезда", реж. Р. И. Тихомиров). Были также пост. нац. балеты: "Весна в Ала-Тоо" Власова и Фере (1955, балетм. В. К. Литвиненко, Н. Тугелов), посв. борьбе за утверждение Сов. власти в Киргизии, "Куйручук" Молдобасанова и Окунева (1960, балетм. Тугелов; 2-я ред. 1965, балетм. Н. Авалиани) – о жизни популярного нар. комика Кудайбергена Омурзакова (Куйручука). В 40–50-е гг. труппа обратилась к пост. классич. и сов. балетов: "Лауренсия" (1941), "Раймонда" (1947), "Бахчисарайский фонтан" (1948), "Лебединое озеро" (1949), "Красный мак", "Эсмеральда" (оба – 1952), "Спящая красавица" (1956), "Ромео и Джульетта" (1962).

Велись поиски воплощения совр. темы в балете: "Селькинчек" Власова и Фере (1943, балетм. В. В. Козлов и Крамаревский), "Под небом Италии" Юровского (1954, балетм. И. Ковтунов), "Тропою грома" (1961, балетм. К. Мадемилова), "Барышня и хулиган" (1965, балетм. Абдужалилов). В кон. 60–70-х гг. были осуществлены спектакли на героич. тему: "Спартак" (1969); "Прометей" Аристакисяна (1971), "Бессмертие" Нурымова (1972, все – балетм. У. Сарбагишев), последний – о мужестве и величии деяний народа. Образ гл. героя балета навеян бессмертным подвигом Героя Сов. Союза Ч. Тулебердиева.

Подъёму нац. хореографии способствовало обращение композиторов и балетмейстеров к произв. Ч. Айтматова. Моральная чистота, ответственность за свои поступки стали главной темой сценич. воплощения балета Власова "Асель" (по повести "Тополёк мой в красной косынке", 1967, балетм. Сарбагишев). В балете-оратории Молдобасанова "Материнское поле" (по одноим. повести, 1975, балетм. Сарбагишев; Гос. пр. СССравни 1976) рассказывается о величии нравств. подвига сов. женщин в годы Великой Отечеств. войны. Это эпическое произв. сочетает звучание хора, вокализов, драматич. монологов с разл. хореографич. формами.

В истории кирг. балета большую роль сыграли балетмейстер засл. деят. иск-в Кирг. и Туркм. ССР Холфин; артисты – нар. арт. СССР Б. Бейшеналиева, засл. арт. Кирг. ССР Д. Арсыгулова, Ч. Джаманова, С. Джокобаева, засл. деят. иск-в Кирг. ССР К. Мадемилова и Н. Тугелов. В 1943 во Фрунзе основаны Музыкально-хореографич. уч-ще им. М. Куренкеева и Ансамбль нар. танца Киргизии (гл. балетм. Мадемилова).


Лит.: Брудный Д., Киргизский балетный театр, Фр., 1968; Абакиров Б., Комаров Б., Симфония гор, Фр., 1969; История киргизского искусства. Краткий очерк. Фр., 1971; Уразгильдеев Р. X., Бибисара Бейшеналиева, Фр., 1974.


Д. Л. Брудный.



"Асель". Киргизский театр оперы и балета. Балетм. У. Сарбагишев
"Чолпон". Киргизский театр оперы и балета. Балетм. Н. Тугелов и Н. Холфин


"Асель". Киргизский театр оперы и балета. Балетм. У. Сарбагишев


"Чолпон". Киргизский театр оперы и балета. Балетм. Н. Тугелов и Н. Холфин


Балет. Энциклопеди. - М.: Большая Советская энциклопедия. . 1981.

Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "Киргизский балет" в других словарях:

  • Советский балет — СОВÉТСКИЙ БАЛÉТ. Сов. балетное иск во освоило богатейшее художеств. наследие дореволюц. русского балета. После Окт. революции 1917 С. б. стал развиваться как часть новой культуры, многонац. и единой по художеств. принципам. В первые послереволюц …   Балет. Энциклопедия

  • Лауренсия (балет) — Лауренсия Композитор Александр Крейн Автор либретто Евгений Мандельберг Источник сюжета драма Лопе де Вега «Овечий источник» Хореограф Вахтанг Чабу …   Википедия

  • Тропою грома (балет) — Тропою грома Тропою грома …   Википедия

  • Асель (балет) — Асель Асель Композитор Владимир Власов Автор либретто Борис Халиулов и Николай Харитонов Источник сюжета повесть Чингиза Айтматова «Тополёк мой в красной косынке» …   Википедия

  • Киргизская Советская Социалистическая Республика — (Кыргыз Советтик Социалистик Республикасы)         Киргизия (Кыргызстан).          I. Общие сведения          14 октября 1924 была образована Кара Киргизская (с мая 1925 Киргизская) АО в составе РСФСР; 1 февраля 1926 преобразована в Киргизскую… …   Большая советская энциклопедия

  • СССР. Литература и искусство —         Литература          Многонациональная советская литература представляет собой качественно новый этап развития литературы. Как определённое художественное целое, объединённое единой социально идеологической направленностью, общностью… …   Большая советская энциклопедия

  • Молдобасанов, Калый Молдобасанович — Калый Молдобасанов Полное имя Молдобасанов Калый Молдобасанович Дата рождения 28 сентября 1929(1929 09 28) Место рождения с. Терек, Нарынский кант …   Википедия

  • Казахская Советская Социалистическая Республика — (Казак Советтик Социалистик Республикасы)         Казахстан (Казакстан).          I. Общие сведения          Казахская ССР образована первоначально как Киргизская АССР в составе РСФСР 26 августа 1920; 5 декабря 1936 АССР была преобразована в… …   Большая советская энциклопедия

  • Руттер, Валерий Дмитриевич — Валерий Дмитриевич Руттер Дата рождения 21 января 1924(1924 01 21) Место рождения Харьков, СССР Дата смерти …   Википедия

  • Ромео и Джульетта (Прокофьев) — У этого термина существуют и другие значения, см. Ромео и Джульетта (значения). Ромео и Джульетта …   Википедия

Книги



Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»